Thursday, October 31, 2019

Смириться или бороться: как восток и запад решают проблемы


Что люди рассматривают в качестве происхождения страданий и какой смысл видят в них.

Вопределённом эмоциональном состоянии или под гнётом нежелательных обстоятельств многим открывается аксиома: неудача висит над каждым из нас как Дамоклов меч. Порой круг общения напоминает роту солдат, обстрелянных шрапнелью противника: один легко ранен, другой покалечен, а кто-то даже убит.


Болезни, потери и финансовые неурядицы так и ждут своего часа. И тогда возникает ряд вопросов: за что нам это, и что можно сделать? Все теории Востока и Запада на сей счёт делятся на две большие группы: одни рекомендуют смириться, остальные призывают бороться.

Смириться можно несколькими способами. Один из них – героический, по принципу «делай, что должен, и будь, что будет». Именно такую модель отношения к невзгодам демонстрировали древние греки, в том числе, в лице своих литературных героев. Однако уже на закате древнегреческой цивилизации философами-стоиками была сформулирована альтернативная позиция: будучи рабами обстоятельств, мы полностью свободны в своём отношении к ним; более того, каждый вариант судьбы – наилучший из всех возможных для своих носителей, нужно лишь осознать это. 

Данная идея сильно повлияла на концепцию мудрого смирения в христианстве: любое нежданное горе несёт в себе воспитательный духовный смысл, благое послание Творца, которое можно разглядеть при должном усердии. Такая точка зрения распространена в теистических религиях, где личность Бога является центральной и определяющей для всех процессов и существ. 

Особенно тщательно смирение даже перед самой причудливой волей Бога культивируется в авраамических религиях – иудаизме, христианстве, исламе, берущих свои истоки в священных текстах древних евреев. Бог в интерпретации Торы волюнтаристичен, и человеку остаётся лишь принять это: Он привечает более равнодушного к Нему Авеля и отвергает Каина, из-за чего второй ревнует и убивает первого; Он велит Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака; Он подвергает жесточайшим испытаниям благочестивого Иова.


Чтобы разделить ответственность за все жизненные трудности между Богом и человеком, был сформирован целый раздел теологии – теодицея. Она призвана найти логические и аллегорические объяснения существования зла при том, что бытие находится в руках всемогущего и всеблагого Владыки. Например, причиной несчастий младенца может быть накопленный в его роду грех.

Совсем по-другому смотрят на вопрос о происхождении страданий те религии, в конструкции которых нет Бога как всемогущей личности (буддизм, джайнизм, даосизм, синтоизм) или вместо него есть Абсолют с бесчисленным количеством разнородных богов-аватаров, как в индуизме. Здесь нет инстанции, которая судит, карает, привередничает; есть лишь расплата за несоблюдение законов природы и Космоса. Тут сам человек навлекает на себя горести.

Кем бы ни были созданы правила нашей игры, созданы ли Богом или рождены Космосом болезни, старость и смерть – они взывают к нашей осознанности. Их цель – вызвать в нас отклик, обучить счастью, потому что человечество как вид не меняется, сколько бы в этот мир ни приходило богов, пророков, гуру и святых. Значит единственный способ достучаться до нас – бросить каждому из нас вызов, пропустить через испытания в надежде на то, что хоть кто-нибудь проснётся для новой жизни.


Алексей Платонов

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи