Monday, November 4, 2019

5 МАСОК, КОТОРЫЕ МЫ НОСИМ С ДЕТСТВА И БОИМСЯ СНЯТЬ


Психологи справедливо связывают многие проблемы с травмами, полученными в детстве. Не так важно, что именно произошло, потому что все детские обиды, которые отравляют жизнь человека, можно уложить всего в пять групп. Каждой группе соответствует своя маска, оберегающая от боли. Расскажем об этих травмах и масках подробнее.

Счастливые люди — это те, кто научился понимать и принимать себя. С самого детства наше стремление быть самими собой встречает сопротивление в виде правил, порядков, предубеждений, а иногда — враждебного отношения окружающих. Когда ребёнок всё время плохо себя ведёт, возможная причина кроется в том, что он бунтует против давления, которое на него оказывает мир. Большинство людей проходит один и тот же путь «ломки» своей сущности. Сначала маленький человек познаёт радость существования, к которой очень скоро прибавляется страдание от того, что ему не позволено быть самим собой. 

За этим нередко следует попытка бунта. Однако в итоге большинство людей приходят к формированию личности, соответствующей пожеланиям социального окружения. Немногие остаются на третьем этапе — всю жизнь бунтуют против давления со стороны мира. Те, кто перешёл на четвертую стадию, по сути, надели маску, оберегающую их от боли. Итак, давай кратко разберём пять главных детских травм и пять масок, которые им соответствуют. Эти травмы выделила психолог Лиз Бурбо в своей книге «Пять травм, которые мешают быть самим собой».


1. Отвергнутый в детстве человек надевает на себя маску «беглеца», и во всех жизненных ситуациях повторяет один и тот же порочный алгоритм избегания: сторонится людей и живёт в своём мире. Беглецы стараются ни к чему не привязываться: ни к людям, ни к материальным вещам. Чем меньше у них уз с миром, тем проще от него убегать. Деньги не приносят беглецу особой радости, зато ему нравятся интеллектуальные занятия и духовные практики.

2. Покинутый всю жизнь ищет внимания и зависимости, от которой потом сам страдает. Такой человек всё время испытывает эмоциональный голод, ищет поддержки и сочувствия. Он надевает на себя маску зависимого. Зависимый уверен, что ничего не способен достичь сам, поэтому находится в постоянных поисках внешней помощи. Самое страшное для них — это одиночество. Недостаток любви в их жизни приводит к тяжёлым депрессиям. Они также не любят расставаться: ни с друзьями, ни даже с временной компанией в путешествии. Бывает, что зависимые сами подставляют плечо своим близким, — для них это способ чувствовать себя нужными, а значит, не покинутыми.

3. Униженный ребёнок надевает на себя маску мазохиста. Во взрослой жизни он ищет новые мучения и «мучителей». Мазохист считает себя недостойным, нечистоплотным, противным и испытывает хроническое чувство стыда. Кажется, что лишь хроническое страдание может оправдать его никчёмное существование. Такие люди склонны во всём винить себя и даже брать на себя вину других людей. Мазохисты любят наказывать себя.

4. Преданный (тот, которого предали в детстве) создает себе защитную маску контролирующего. Если мазохист, о котором шла речь выше, контролирует, чтобы избежать стыда, то преданный контролирует, чтобы оправдать ожидания. Выполнение обязательств и сохранение верности становятся для него вопросами жизни и смерти. Остро страдая от предательств сам, контролёр считает себя максимально ответственным, сильным и предусмотрительным. Однако может легко лгать и манипулировать. Он хочет всё держать под контролём.



5. Тот, с кем обходились несправедливо, надевает маску ригидного человека — толстокожего и непрошибаемого пофигиста. Однако даже когда человек отрекается от своих переживаний, они не покидают его. Под маской ригидности остаётся чувствительная ранимая натура, которую страдальцы этого типа стараются никому никогда не открывать. Такие люди склонны к перфекционизму и нетерпимы к окружающим.



Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи