По материалам — medium.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА
Людвига Витгенштейна можно назвать настоящим гением. Появившись на свет в одной из богатейших семей своей эпохи, он пожертвовал все свои деньги и стал одним из самых знаменитых философов ХХ века.
Он был властным и страстным человеком, который остался непонятым своими современниками. Как рассказывал его товарищ Георг Хенрик фон Райт: «Как-то он заявил, что у него создается впечатление, что он пишет не для представителей своего поколения, а для людей, думающих по-другому и дышащих другим воздухом».
Учитывая, что большинство его работ были посвящены такой сложной и противоречивой теме как философия языка, в этом его заявлении нет ничего странного.
Но, все же, критики и биографы находят личность Витгенштейна весьма любопытной. И их привлекают не только его труды, но и сама его жизнь.
Кроме того, что он воспитывался в знатной семье, его наставником был знаменитый Бертран Рассел.
Людвиг несколько раз оставлял занятия философией: первый раз — ради преподавания в австрийских школах, затем после начала Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, и, наконец, в третий раз он оставил свой любимый предмет, когда началась Вторая мировая война.
И, конечно, его пребывание на фронте оказалось одним из основных факторов, сформировавших его мировоззрение.
К примеру, в 27-летнем возрасте, во времена своего военного опыта, он записал в блокноте некоторые мысли, которые отражают его веру в то, что он должен посвятить свою работу не выдуманным проблемам, а самой жизни.
В качестве доказательства можно привести один из наиболее его известных отрывков: «Счастливым можно назвать лишь того, чья жизнь проходит не во времени, а в настоящем. Такой человек не знает смерти. Смерть – это не факт и не событие. Если вечностью мы считаем не безграничный временной континуум, а вневременность, то получается, что человек живет вечно, если его жизнь проходит в настоящем».
Выдуманные нами истории
Каждый человек представляет собой рассказчика. Перед нами жизненные события предстают не в своем настоящем виде, а как бы приведенными в логический порядок.
Как и остальные хорошие истории, наши истории тоже имеют свое начало, середину и финал. В результате чего нам кажется, что мы существуем во временном потоке, частью которого является наша жизнь и все события, которые в ней происходят.
Как в точных науках, так и в философии, существуют теории, предполагающие, что этот временной поток размывает наше восприятие, и это не позволяет нам увидеть реальность в ее истинном виде – то есть понять, что времени не существует.
Считая себя людьми, которые понимают, как устроен этот мир, мы не сомневаемся, что прошлое и будущее действительно существуют в реальности, также как и настоящее. Как же можно в этом сомневаться, когда наше воображение дает нам возможность увидеть и прошлое, и будущее?
Мы оглядываемся назад, на все наши разочарования, и мы выстраиваем будущий мир, в котором мы чувствуем себя счастливыми, успешными, удовлетворенными, совершенно не обращая внимания на то, что это всего лишь абстракции, связанные с нашим внутренним миром и игнорирующие настоящую окружающую действительность.
Люди часто испытывают неудовлетворенность своей жизнью. И эта проблема проистекает из нашей невероятной привязанности к придуманной нами и вызывающей страх и тревогу истории о том, кто мы есть, что мы перестаем помнить о том, что окружающий мир совершенно не зависит от этой истории – он просто существует и все: удивительный и простой.
Но самая большая трудность состоит в том, что окружающий нас мир предстает во всем своем великолепии лишь в том случае, если мы сознательно концентрируемся на нем. При этом он может быть не только прекрасным, но и пустынным и тихим, и мы иногда чувствуем в нем себя очень одиноко.
Как же нам тогда поступить? Мы сами создаем в своем сознании воображаемого рассказчика, продолжающего свое повествование. Вспомните о том, как часто вы живете в настоящем моменте, а не слушаете голос из своей головы, который вам пересказывает по циклу одни и те же истории. Можно не сомневаться, что это бывает достаточно редко.
Конечно, это рассказчик может напомнить вам о весьма приятных событиях и описать ваши самые заветные мечты. Но, все же, чаще всего он вынуждает вас ощущать страх, неуверенность и напряжение.
В реальности ни одной из этих вещей просто нет, так как они придуманы лишь нами самими. Есть лишь окружающий вас мир и то, что он предлагает вам. И это имеет намного большее значение, чем выдуманные нами истории.
Не существует ничего, кроме настоящего, в котором практически не бывает неудовлетворенности.
Смерть как способ достижения вечной жизни
Жизнь в настоящем – это, по сути, форма смерти. То есть тем самым вы убиваете своего внутреннего рассказчика, к которому вы были привязаны всю жизнь.
При этом Витгенштейн считал, что в реальности мы не можем умереть. Поэтому большинство наших страхов (которых обычно порождает страх смерти) нельзя рассматривать всерьез. Есть только смерть рассказчика в вашей голове.
Когда ваша жизнь протекает не в линейном времени, а во временности, как это называл Витгенштейн, то тогда перед вами предстает Вселенная возможностей. В ней нет придуманных границ, которые бы отделяли прошлое от будущего, и она никак не связаны с тем, что привыкли считать жизнью и смертью. Она лишь меняется в зависимости от производимых действий, осуществляя переход из одного состояния в другое. Все мы представляем собой часть этих меняющихся состояний, и они бесконечны.
Но если мы не остановим нашего рассказчика, эта Вселенная будет оставаться для нас просто недосягаемой. Вместо того, чтобы стать частью танца этого невероятного процесса, не зависящего от надуманных нами проблем, мы все время слушаем свой голос, который является нашим проводником в придуманном нами мире.
Но правда состоит в том, что победить неудовлетворенность вы можете лишь «убив» своего внутреннего рассказчика, чтобы он перестал закрывать собой подлинную реальность.
Естественно, сделать это очень трудно. И для большей части людей эта задача представляется просто невыполнимой. Но между тем, каждый из нас имеет силы сделать шаги в сторону выхода из этого замкнутого круга неудовлетворенности, а не просто сидеть и ждать, пока все произойдет само собой.
Психологические исследования позволили установить, что люди чувствует наивысшую степень удовлетворения, когда они с головой уходят в какое-либо дело, а не вступают в придуманную ими самими борьбу, происходящую целиком в их голове.
Если люди живут в гармонии с Вселенной, они с легкостью покидают границы неполноценных историй, выдуманных их разумом, чтобы принять полноценное участие в реальных событиях, разворачивающихся рядом с ними.
Самые значительные вещи находятся прямо перед нами, но для их достижения нам необходимо выйти из комфортной зоны нашего воображения.
Подводя итог
Весь это рассказ является лишь способом напомнить о том, что все мы сами отчетливо понимаем в определенные моменты жизни, а именно – нам необходимо больше жить в настоящем.
Конечно, сделать это в современных условиях совсем непросто. В обществе царит куль завтрашнего дня, ради которого мы все и работаем.
Но между тем выбор все равно остается за нами — каждый из нас способен предпринять намного больше усилий, чтобы открыть для себя настоящее время, а не жить в своих мыслях и фантазиях, которые и становятся источниками всех наших жизненных трудностей.
Витгенштейну удалось понять, что философской наукой было потрачено столько лет на выдумывание умозрительных проблем, что ей была забыта единственно важная проблема – проблема жизни и нашего существования.
Люди постоянно придумывают вещи у себя в уме, тратя время на их обоснование и реализацию, упуская из виду, что, по сути, все они являются лишь воздушными замками, которые могут раствориться в воздухе в любой момент.
Нам часто приходится слышать, что мы уже имеем все, что нам нужно. Это действительно так, но для этого нам нужно покинуть поток времени и выбраться на твердую сушу, то есть познать реальность.
Люди рождаются не для того, что решать одну иллюзорную проблему за другой, а для того, чтобы жить в настоящем моменте, относясь к нему с любовью и доверием. И выбор остается за каждым из нас.