Monday, November 11, 2019

ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ, А В ТОМ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ



То, как мы мыслим, влияет абсолютно на все, начиная со способностей решать проблемы, и заканчивая тем, как мы понимаем смысл, ценности и цель.



Первый шаг к настоящей мудрости заключается в понимании нашего мозга, жаждущего во всем находить какую-то закономерность.

Историки Уилл и Ариэль Дюрант потратили 40 лет своей жизни на изучение, систематизацию и изложение истории западной цивилизации. Результатом приложенных ими усилий стала многотомная «История цивилизации», состоящая из миллионов слов на более чем 8800 страницах, поделенных на 11 книг.

Закончив последний том, ученые взялись за, возможно, еще более сложную задачу: подбить итог всего, что они узнали, на 100 страницах в своих «Уроках истории». Это так и осталось незаконченной попыткой обобщить необъятное.

«То, как мы мыслим, влияет абсолютно на все, начиная с наших способностей решать проблемы, и заканчивая тем, как мы понимаем смысл, ценности и цель».
В истории можно найти множество закономерностей и моделей развития, и Дюранты провели поистине достойную похвалы работу, пытаясь не пропустить ни одну из них. Суть их точки зрения можно описать одним из предложений из их сокращенной книги по истории: «Настоящая революция заключается только в просветлении разума и воспитании характера, настоящее освобождении может быть только личным, а настоящие революционеры это исключительно философы и святые».



Дюранты верили, что, несмотря на постоянные перемены во внешнем мире, настоящая борьба происходит именно внутри человека. Реальные изменения невозможны до тех пор, пока мы не посмотрим в глаза своим мыслям и разуму.

Подобное утверждение должно учитывать определенные нюансы, а еще оно связано с более глобальными вопросами о том, что такое прогресс и как субъекты связаны с объектами. Но очевидно, что наши мысли и их способность влиять на разум играют жизненно важную роль в человеческом восприятии реальности.

То, как мы мыслим, влияет абсолютно на все, начиная с наших способностей решать проблемы, и заканчивая тем, как мы понимаем смысл, ценности и цель. Дюранты посвятили свою жизнь улучшению способностей среднестатистического человека посредством распространения информации, по большей части исторического и философского характера. Однако сама по себе информация не может улучшить наше мышление. Мы должны понять и переосмыслить то, как именно наш мозг обрабатываете такую информацию.

Наш разум застрял в круговороте привычек

Основываясь на популярной литературе по психологии, некоторые мыслители определили последовательность превращения наших привычек в замкнутый круг: триггер – рутина – вознаграждение.

Сначала человек видит в своем окружении что-то такое, что заставляет сработать его спусковой механизм (триггер). Этот триггер приводит к наступлению рутины, которую мы выстраиваем на основании своего предыдущего взаимодействия со своим окружением. А полученное в конце вознаграждение способствует закреплению упомянутой выше рутины.

Если нечто такое уже наблюдается в вашей жизни, то вы увидите, что в этом есть определенная логика: наш мозг является машиной для выживания, направленной на поиск определенных шаблонов. А с помощью привычек он заботится о том, чтобы нам не приходилось слишком много думать в ситуациях, которые уже имели место ранее, тем самым сохраняя нашу энергию.
«Со временем мы начинаем замечать вокруг себя закономерности, и запоминаем их для того, чтобы использовать в будущем».
Когда речь идет о человеческом разуме, по-прежнему нельзя найти какой-то конкретной теории о том, откуда берутся наши мысли. Но нам известно, что мысли играют важную роль во взаимодействии людей с входящей информацией, которой Дюранты так хотели нас снабдить.

Точно так же, как происходит формирование привычек взаимодействия к окружающим миром, формируются и мыслительные привычки – то, как мы думаем о мире. Все мы рождаемся, не замечая, насколько человек отделен от всего мира. Но со временем мы начинаем замечать вокруг себя закономерности (как это происходит с привычками), и запоминаем их, чтобы использовать затем в будущем.

Как правило, если закономерность сохраняется в виде умственного шаблона, значит, она имеет весомое значение. Но это возможно только в том случае, если мы используем эту закономерность относительно нужной информации.

Одна из причин, почему людям так сложно менять свое представление о вещах, заключается в том, что их мозг застрял в своем шаблонном мышлении, а это подразумевает, что вся информация воспринимается исключительно с какой-то одной точки зрения.

Мозг научился делать что-то в одном контексте, а потому ошибочно применяет данный метод ко всему, смешивая все триггеры, что и приводит к появлению рутинных мыслей.

Конечно, человек способен вырваться из круговорота привычек, но намного легче и эффективнее позволить им срабатывать по умолчанию. Чтобы научиться мыслить лучше, необходимо понимать границы, накладываемые таким решением, и не позволять мыслям как-то нас ограничивать.



Разнообразие шаблонов мышления меняет человека

Все мы рано или поздно сталкиваемся с проблемами, но реагируем на них по-разному, в зависимости от своей биологии и уникального культурного воспитания. В мире нет двух людей, которые думали бы одинаково, потому что у каждого человека своя собственная жизнь.

В реальности разные мыслительные шаблоны (в основном это результаты существования замкнутого круга умственных привычек) являются тем, из чего формируетесь вы, я и все мы. Люди это своего рода наложение или слияние таких шаблонов. Именно они ответственные за формирование нашего субъективного опыта.
«Чем разнообразнее будут наши мыслительные шаблоны, тем лучше мы сможем взаимодействовать с окружающей нас информацией».
У Дюрантов возникла мысль, что хотя в ходе истории мы и можем наблюдать за множеством глобальных перемен, но ни одно из них не имеет для нас абсолютно никакого значения, если не привязать свои внутренние субъективные впечатления к объективному меняющемуся окружению.

Наш внутренний опыт имеет свои пределы, и его использование (а также использование мыслительных шаблонов, которые его создают) в качестве основы для понимания мира — это очень ограниченный подход к жизни. Он может задать нам неправильное направление.

По своей сути мыслительный шаблон — это негласная норма, согласно которой мы соединяем между собой разные части реального мира. Учитывая сложность структуры этой реальности, чем разнообразнее будут наши мыслительные шаблоны (и чем точнее будут определения связанных с ними триггеров), тем лучше мы сможем взаимодействовать с окружающей нас информацией.

Поскольку мыслительные шаблоны возникают на базе замкнутого круга умственных привычек, сформированного в ответ на впечатления, то единственный способ их разнообразить – находить новые и противоречивые вещи. Все это возможно с помощью чтения книг, посещения незнакомых мест и даже игр разума.

Помимо экстремальных внешних обстоятельств, каждый раз, когда мы не можем решить какую-то проблему, чувствуем неудовлетворенность или не видим смысла в происходящем, причину стоит искать именно в том, что наши текущие мыслительные шаблоны несовместимы с нашей работой.

Необходимо перенастроить форму и типы этих шаблонов, чтобы они лучше подходили форме и типу возникнувшей проблемы.

Важно то, как мы думаем

Мы пришли в этот мир с определенным набором биологических механизмов, но с самого рождения еще не знаем, как ими пользоваться. По мере взросления мы начинаем ощущать реальность. Мы понимаем, какая еда полезна для нашего организма, учимся избегать вещей, которые могут причинить боль, и привязываемся к людям, которые могут о нас позаботиться. Затем мы начинаем видеть отличия между всеми объектами, которые нас окружают, и как мы – субъекты – должны с ними взаимодействовать.



Этот процесс невозможен без участия мозга, обожающего шаблоны. Он формирует наши привычки действовать и мыслить, встраивая их в наше сознание и подсознание, чтобы снизить когнитивную нагрузку. Но одна из проблем данного механизма — это легкость, с которой человек может оказаться в замкнутом круге умственных привычек, мешающих адекватно оценить текущую ситуацию, вызывая проблемы с восприятием и удовлетворенностью жизнью.

Чтобы с этим справиться, нужно осознанно диверсифицировать свои мыслительные шаблоны, научиться определять, когда мы оказываемся во власти ложного шаблона, а затем использовать эту информацию, чтобы переосмыслить, как мы формируем связи между окружающими нас объектами.

Считая, что все проблемы можно решить с помощью изменений в мыслительных шаблонах, можно не заметить общую картину. Дюранты извлекли из изучения мировой истории очень важный урок: то, что мы думаем о происходящем вокруг нас, является, пожалуй, важнее того, что именно происходит.


Перевод статьи — It’s Not What You Know, It’s How You Think


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи