В 20 лет у меня зашкаливал диапазон эмоций. Если я была счастлива, то обязательно парила на седьмом небе, никак не ниже. Ну а если горевала, то горе моё тянуло меня глубоко вниз. На состояния счастья и несчастья ум реагировал одинаково: он дергался, как рыба, выброшенная на берег. В радостные моменты это был приятный трепет, но в состоянии печали это больше напоминало эпилептические конвульсии.
Понимая, что с такой эмоциональностью я долго не протяну и однажды просто сгорю, я начала искать таблетку от впечатлительности, чтобы выйти из привычной системы координат «нравится-не нравится» и научиться спокойно реагировать на все превратности жизни.
Принято считать, что один в поле не воин. На мой взгляд, это спорное утверждение, ведь всё зависит от того, против кого идёт война. Если враг внешний, возможно, так и есть. А если враг внутренний? Будда говорил: «человек может победить миллионы людей в битве, но тот, кто одержит победу над самим собой, безусловно, величайший из победителей». («Дхаммапада», глава 8, стих 103.)
Иногда мой ум напоминал помойку. А с вами такое бывало? Что мы обычно выкидываем на помойку? Мусор, разный хлам — то, что нам не нужно. Например, утром после пробуждения первое, о чём я могла подумать, был конфликт, произошедший накануне, заправленный жирным соусом из злости и обиды. Согласитесь, прокручивание кадров с субтитрами того, кто что кому сказал, — не самое радужное начала дня! Потом в течение дня ум тоже не давал покоя. «Сделай то, сделай это...» или «не надо было этого делать! зачем ты так поступила?»; «... ты почему так тупишь, давай быстрее, быстрее ещё быстрее!» — приказывал мне внутренний тиран. Ну а вечером было уже совсем не прикольно, когда ты никак не можешь заснуть из-за того, что мысли всё крутятся и крутятся у тебя в голове.
Я почти физически ощущала, как эта неугомонность, сожаления о прошлом, беспокойство за будущее и другие страхи и переживания перекрывают мне кислород. С этим нужно было что-то делать. Работа над собой подразумевает тяжёлый труд по искоренению «тараканов», обитающих у нас в уме. Не все могут на это отважиться. Тут нужны мужество и уверенность в собственных силах. На мой взгляд, работа на дядю в офисе намного проще, чем работа на себя, особенно если это работа над собой в медитационном зале.
Первый шаг к победе — это увидеть врага
Один из учителей говорил, что сначала «...необходимо признать наличие омрачений в уме. Это основа. Мы все хотим быть хорошими и поэтому склонны видеть и показывать себя только с хорошей стороны.
Если мы не встречаемся лицом к лицу с омрачениями, то заканчиваем ложью как себе, так и другим. Хотите измениться к лучшему? Вам неизбежно придется узнать свои негативные стороны. Вы будете двигаться в верном направлении, когда начнёте видеть себя в реалистичном свете, признавая свои положительные и отрицательные качества» («Не смотрите свысока на омрачения, иначе они посмеются над вами», Ашин Теджания).
При этом стоит отметить, что увидеть явного врага намного проще, чем неявного. Наши явные «тараканы» живут на поверхности и даже могут быть очевидны окружающим. В этом случае нам поможет практика осознанности в повседневной жизни.
* Всем, кто пока ещё не знаком с практикой осознанности, но не прочь с ней познакомиться, рекомендую прочитать вот эту книгу: Энди Паддикомб «Медитация и осознанность: 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок». Она написана просто и весело и рассчитана на широкий круг читателей, поскольку автор рассматривает осознанность вне контекста буддийской философии.
Например, когда вы чувствуете раздражение, просто осознавайте, что в данный момент присутствует эта негативная реакция, возникшая в результате контакта с какой-либо неприятной ситуацией или человеком.
Что касается неявных «тараканов», то они, как правило, находятся очень глубоко, и тут без специального средства не обойтись. Чтобы запустить процесс очищения ума от неявных загрязнений, как раз и нужна медитация, которая выполняет роль зеркала. Однако если в сказке волшебное зеркало показывает, кто на свете всех милее, всех румяней и белее, то во время медитации это зеркало работает как увеличительное стекло, позволяя практикующему увидеть самые грязные и отдалённые уголки своего ума, куда целую вечность не доходили руки, чтобы прибраться. Видеть правду о себе очень увлекательно, но порой страшновато. Тем не менее, это очень важный и необходимый этап на пути к внутренней гармонии и умиротворению.
Второй шаг к победе — это узнать врага в лицо
Для этого прилагаю перечень «тараканов» (загрязнений, омрачений, скверн ума или просто мусора) и их производных, выделяемых Буддой.
• жадность
В данном случае, жадность относится к притяжению, явному или едва уловимому, которое может выражаться, например, в виде жажды, страсти, чувственного желания, алчности, привязанности, цепляния, самомнения, тщеславия и неправильных воззрений.
• отвращение
Отвращение имеет отношение к отталкиванию и сопротивлению, явному или едва уловимому, которое может выражаться, например, в виде неприязни, зависти, чувства собственничества, недоброжелательности, злости (гнева), враждебности, жестокости, а также скуки, нетерпеливости, сожаления, печали, стенания, неудовольствия и отчаяния.
• заблуждение
Заблуждение обычно сопровождается сомнением и беспокойством.
• самомнение
• умозрительные взгляды, мнения
• сомнения
• вялость и заторможенность (лень и апатия)
• беспокойство
• бесстыдство
• бессовестность
(перечень заимствован из книги Па-Аук Саядо «Действие кармы»).
Согласно учению Будды, первые три загрязнения (жадность, отвращение и заблуждение) — это главные корни всех неблагих состояний ума. Они как раз и представляют собой ту самую благодатную почву, которая необходима для роста и цветения всей остальной нечисти.
Давайте рассмотрим на примере, как работает жадность и отвращение. Внешний мир познаётся пятью органами чувств (через глаза, уши, нос, язык, тело) и умом. Природа ума такова, что мы обычно стремительно мчимся и страстно цепляемся за приятные объекты, будь то зрительные образы (красивые пейзажи, наряды, архитектура, интерьеры и т.д.), звуки (голос другого человека или музыка), запахи (ароматы цветов или духов), приятные вкусы и тактильные ощущения или ментальные объекты.
При этом, сталкиваясь с неприятными объектами (например, унылые пейзажи, неприятный голос собеседника, дурной запах изо рта, отвратительный вкус, неприятное тактильное ощущение или ментальный объект), мы стремимся как можно быстрее избавиться от них, отталкиваем или убираем куда подальше из зоны внимания. Нейтральные объекты вызывают нейтральные чувства, которые особо нас не беспокоят. Вот так вкратце мы и проводим свою жизнь — в страстной гонке за приятным и отвращении к неприятному.
Третий шаг к победе — отпустить врага
Это вовсе не означает, что его нужно освободить. Если дать ему волю, он устроит такой пир на весь мир, что никакие успокоительные не помогут. Это нам нужно освободиться от него. Как это сделать? Между моментом познания объекта и моментом приклеивания ему ярлыка приятного или неприятного явления и последующей, как нам кажется, автоматической реакцией с одноимённым ярлыком, есть миг. Именно в этот момент у вас появляется возможность сделать выбор:
1. Либо мы по привычке, выработанной годами, реагируем на неприятное с отвращением, а на приятное с жадностью. И в том, и в другом случае ум будет гореть, как при пожаре, пока неприятный объект не исчезнет, а приятный объект не утолит немного нашу жажду. А после того, как это произойдёт, ум в силу своей ненасытной природы отправится на поиски нового приятного объекта. Это происходит в результате привязанности и цепляния за чувственные удовольствия. Искать счастье только в этих объектах означает лишь одно — мы становимся рабами своих пристрастий и всю жизнь проводим, прислуживая им. Один из учителей очень чётко подметил, что «удовлетворённость —единственное состояние, когда вам всего достаточно».
2. Либо мы можем выработать новую привычку. Как сказал Будда, «в видимом должно быть просто видимое; в слышимом должно быть просто слышимое; в ощущаемом должно быть просто ощущаемое; в осознаваемом должно быть просто осознаваемое» (Удана i.10 «Бахиясутта»).
Когда в нас присутствует чувственное желание или отвращение, мы просто их осознаём, не ассоциируя себя с ними, и не делая их своей собственностью, говоря «я злюсь», «я хочу». Просто понаблюдайте за этими процессами как бы со стороны. Осознайте, как и когда возникло это состояние и потом, спустя какое-то время, как оно исчезло. А также постарайтесь понять, какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить его повторное возникновение в будущем.
Например, когда мы слышим неприятный звук (если кто-то повышает голос или ругается на нас), то в этом случае по привычке можно легко выйти из себя (потерять самообладание), разозлившись на источник звука. Однако если концентрироваться не на том, что говорит человек, а на самой природе звука, которая заключается в непостоянстве (так, звук пришёл и ушёл), то можно легко отпустить этот объект, что позволит избежать ответной негативной реакции в виде раздражения, пинг-понга взаимных обвинений и сериала про выяснение отношений.
Кто-то может подумать, что всё это работает только в теории и не имеет никакого отношения к реальности повседневной жизни, где покой нам только снился. Для таких сомневающихся вот вам соответствующий пример из жизни. Моя подруга много лет замужем за одним хорошим человеком, у которого есть одно слабое звено — у него очень гневливый характер. В результате складывается такое ощущение, что он постоянно всем недоволен, его многое раздражает, он частенько злится и ругается на своих близких. Однажды я спросила подругу, как же у неё всё-таки получилось прожить с ним столько лет вместе. На что она ответила, что уже давно не слушает своего мужа. Если бы она вникала во все его недоброжелательные замечания и язвительные комментарии, принимала бы на свой счёт все его обвинения и отождествляла бы себя со всеми его ругательными обращениями, то давно бы уже либо сошла с ума, либо развелась с ним. Таким образом, за долгие годы контакта с неприятным объектом (руганью своего мужа) у моей подруги выработался инстинкт самосохранения, благодаря которому у неё сформировалась хорошая привычка не обращать внимания на значение слов своего мужа, когда тот пребывает не в духе.
Выше описан пример явного «таракана». А что делать, если многие годы человек злится и обижается на кого-то, но не признаётся в этом даже самому себе. Он убрал этого «таракана» настолько далеко, что тридевятое царство за тридевять земель по сравнению с этим уголком покажется районом по соседству. В этом случае мы имеем дело с неявным «тараканом», и здесь как раз нам поможет медитация. Чтобы не ходить вокруг да около, вот вам пример из моей практики. Однажды во время медитации в монастыре начали вылезать те самые неявные загрязнения. В частности, вылезла злость и обида на одного человека.
Этому загрязнению уже больше трёх лет. Ум тут же стал отпираться, утверждая, что я не я, и собираясь вновь поместить этого «таракана» куда подальше. Было нелегко даже просто посмотреть ему прямо в глаза. Пришлось всё вспомнить, проанализировать, простить и отпустить. Завершая медитацию, я чувствовала себя свободной и умиротворенной: злости больше не было.
Вам, наверное, интересно узнать, как же это получилось вот так легко и быстро справиться с трёхлетней обидой?
Во время медитации ум находится в состоянии глубокой осознанности, что позволяет ему не впадать в две крайности: подавление и реакцию. Один из учителей объясняет это так:
«Восприимчивость осознанности при отсутствии подавления и реакции позволяет развернуть личные недостатки и неоправданные реакции перед наблюдательной позицией медитирующего без её подавленности со стороны аффективных покровов, присутствующих в представлении медитирующего о самом себе. Поддержание наличия осознанности, таким образом, очень тесно соотносится со способностью выдерживать высшую степень "когнитивного диссонанса", поскольку видение своих собственных недостатков обычно приводит к бессознательным попыткам ослабить результирующие ощущения дискомфорта посредством не обращения внимания или даже видоизменения воспринимаемой информации. Сдвиг к более объективной и отстранённой перспективе вводит в практику самонаблюдения элемент рассудительности и отрезвления».
«Прямой путь к реализации. Основы внимательности», Бхиккху Аналайо.
Подобное отрезвление позволило уму посмотреть на эту ситуацию объективно и беспристрастно. И я, наконец, смогла понять, что мои негативные эмоции ничего не решают, а только усугубляют ситуацию. Как только я произнесла про себя слова: «.., я больше не держу на тебя зла, я простила и отпустила», в уме (на душе) сразу же стало очень светло. Возникло такое ощущение лёгкости и парения, как будто я скинула с себя тяжеленный груз, который меня долгое время тянул ко дну.
На мой взгляд, искусство прощения — одно из самых сложных и труднопостижимых искусств. Один маленький мальчик на вопрос о том, что такое прощение, дал чудесный ответ: «Прощение — это аромат, который дарит цветок, когда его топчут». А Будда говорил, что если бы каждый из нас осознал, что нам всем суждено здесь погибнуть, то в мире не было бы ни ссор, ни обид, ни войн. («Дхаммапада», глава 1, стих 6.)
Следует помнить о том, что уединение является необходимым условием для борьбы с внутренними врагами. Однако мы не привыкли находиться одни. По статистике большинство людей 90% своего внимания уделяют внешнему миру, а на себя любимого тратят всего 10%. Парадокс: мы так себя любим, но предпочитаем находиться не с самим собой наедине, а с внешними объектами. Как так? Всю жизнь люди стремятся к счастью, но ищут они это самое счастье не во внутреннем, а во внешнем мире. Что же происходит, когда мы остаёмся одни? Почему большинство из нас боится одиночества и избегает уединения? Здесь можно выделить сразу несколько причин:
1. Кому-то становится скучно, если вокруг нет приятных объектов, которые можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или прикоснуться и т. д. Счастье, которое приносят нам чувственные удовольствия, непостоянно и длится ровно столько, сколько длится контакт с приятным. Иногда оно может закончиться и того раньше. Например, нам надоедает какой-то приятный объект, и капризный ум ищет что-нибудь новенькое.
2. Другие же не могут выдержать атаку «тараканов», на душе начинают скрести кошки. Поэтому человек стремится заглушить их с помощью внешних объектов.
3. Кто-то полагает, что только другой человек может сделать его по-настоящему счастливым. На мой взгляд, вверять своё счастье целиком и полностью другому очень опрометчиво, ведь каждая встреча рано или поздно закончится расставанием. Это просто вопрос времени.
4. Кто-то боится, что в старости будет некому и стакан воды подать. Во-первых, в старости человек всё равно может остаться один, если переживёт своего партнёра и детей. А потом старости вообще может и не быть, поскольку эта привилегия доступна немногим. (На эту тему французы с японцами сняли шикарный мультфильм «Дом из маленьких кубиков»).
Получается, всем счастьям счастье — это счастье без условий, то есть ничем и никем не обусловленное. И как ни крути, оно-таки находится внутри. Имхо источником абсолютного счастья является красивый ум, свободный от всех загрязнений. «Не делать зла, творить добро и очищать свой ум — вот учение всех Будд» («Дхаммапада», глава 14, стих 183).
Однажды мне приснился сон, что я осталась абсолютно одна. Вокруг ни души, нет ни родных, ни друзей, ни знакомых, никого. При этом я не испытывала страха или беспокойства, ум был спокоен и лишь слегка удивлён, что так бывает. Несколько лет назад этот сон начал сбываться: родные, друзья, знакомые стали потихоньку уходить...
Мы пришли в этот мир одни, и одни из него уйдём. Я желаю себе и всем тем, кто к этому стремится, лучше узнать себя, сделать свой ум красивым, чтобы обрести абсолютное счастье. С чего начнём? Давайте перестанем нещадно давить на газ и подружимся с уединением.
Мария Миронова