Сегодня случилось страшное. Я заматерилась на уроке. От бессилия. Сразу же
покраснела, извинилась. Стыдно до сих пор.
Слава богу, сидели «мои дети». Класс, в котором нецензурная лексика — не
позор учителя, а показатель своего человека. Посмеялись надо мной и забыли
(я надеюсь). Прибежала виниться к подруге, коллеге. В ответ не тихий ужас,
не ошеломление и осуждение: «Что-то рано ты, в конце первой четверти. Меня
обычно прорывает к концу года».
Очень часто читаю в интернете о ситуациях, в которых учитель проявил себя
непрофессионально: заклеил ребёнку рот скотчем, написал на лбу слово,
оскорбляющее человеческое достоинство, ударил, появился в нетрезвом
состоянии, бросил в обидчика мелом, обидел бездействием, довел до слёз
слишком бурной попыткой навести дисциплину или сам заплакал на уроке. И со
стороны, с человеческой позиции, это глубоко неправильно. Учителю доверяют
душу и тело ребёнка, и он не должен их калечить. Понимаю родителей, которые
не спускают учителям таких обид. Но, находясь по другую сторону баррикад, не
могу строго никого обвинять.
Помню, в прошлом году тоже сорвалась. В конце года семиклассник до такой
силы довёл меня, что я кинула в его сторону его же учебником. Слава богу, не
попала, только шуму наделала. А получилось это потому, что пропустила время,
когда снова стоило начать принимать успокоительные и антидепрессанты. А
вообще-то, я — флегматик, мне само строение психики помогает.
Вот и получается, что любящим, понимающим, общительным, внимательным
учителем в наше время может быть только тот, кто глушит своё сознание
препаратами
За год из шкафа «уходит» баночка валерьянки, и то только на срочные нужды,
опорожняемая, как правило, трясущимися руками. Каждую неделю слышу, как мой
папа, учитель технологии, такой же терпеливый человек, кричит по 30 минут
кряду. Однажды он, всегда сильный и выдержанный, заходя в школу, тихо
пробормотал: «Помоги, господи».
Почему учителя превратились в истериков? Почему всё чаще слышно в СМИ о
недостойном поведении педагогов? Очень просто: запредельная нагрузка (иначе
не выжить), тотальная власть бюрократии, потребительское поведение учеников,
проблемы внутри традиционно женского коллектива, семейные коллизии (куда уж
без них?). Нагрузка в три ставки уже перестала быть нонсенсом, две ставки у
филолога — жизненная необходимость. Восемь часов ведёшь уроки, два часа — на
тетради, час-два — на подготовку к урокам. 12 рабочих часов, плюс семья,
кастрюли, уроки с ребёнком.
Восемь часов стресса, который не сбрасывается после работы, а лишь
накапливается к концу недели
А на выходные — на дачу копать картошку, перестирывать и переглаживать
бельё, закупаться продуктами. Ну или писать бесконечные отчёты,
характеристики, рабочие программы, заполнять два-три вида журналов,
заниматься местной методической работой, обрабатывать анкеты, проверять
олимпиады, проводить диагностики… Приличная часть бумажной волокиты
откровенно никому не нужна и используется лишь как подстраховка перед
проверяющими органами. Работа эта бессмысленна и превращает творческий труд
педагога в отупляющее заполнение бесконечных форм. В «свободное» от работы
время — вечер воскресенья, например.
И вот пришёл такой вот уставший от работы учитель домой, да ещё со
стопочкой тетрадей под мышкой, а дома — такие же уставшие и задёрганные
члены семьи — кто начальством, кто поставщиком, кто учителем геометрии…
Затем семейные битвы над домашним заданием и ссоры из-за рядовых ситуаций, а
наутро снова восемь уроков, отчёт, который нужно было сдать позавчера, а на
выходные снова без отдыха. А к концу месяца зарплата, даже при запредельной
нагрузке лишь едва закрывающая ипотеку и питание.
Да и сами родители учеников часто являются испытанием на прочность. Либо
тотальная вера ребёнку даже при описании им абсурдных ситуаций (учитель
украл учебник), либо тотальное недоверие ребёнку, и тогда бесконечные звонки
педагогу, даже если он на свидании, в зале, на больничном. Ну и третий
вариант — тотальное недоверие учителю. Я даже перестала ходить на
родительские собрания к чужим классам, потому что наблюдаю там только
заведомую агрессию. Если учитель молодой, значит, хорошим он быть не может;
если строгий, жёсткий, требовательный — нам такого не надо, слишком сложно;
если добрый, пожилой, попустительствующий — не подходит, «распускает
класс».
Ну а уж если есть конфликты внутри коллектива, травля или просто градация
на приближённых к директору и челядь, то получается совсем грустно. Есть
вариант, предложенный всеми любимым премьером, — уйти. Мол, не нравится, так
мы и не держим. Свято место пусто не бывает. Только вот как быть тем, кто
живёт в деревнях или моногородах? А как поступить тем, кто свою профессию
любит, об учительстве мечтал и другой судьбы себе искать не хочет? Привыкать
к унижению, нищенству, медленно выгорать, полжизни ненавидеть свою работу.
Даже удовольствие от своего предмета или самого процесса преподавания не
компенсирует смертельную усталость. И семейные ценности не всегда спасают. А
пенсионерам каково, работающим до тех пор, пока ноги не откажут? Вот и учат
поколение, от которого зависит будущее страны, задёрганные, истеричные,
выгоревшие люди, которым надо как-то прожить от зарплаты до зарплаты.
…Мне жаль, что я так поступила. Обещаю тщательно контролировать свою речь,
быть и выглядеть образцом для подражания. Учитель — долг и миссия, и раз уж
взялась здесь работать, так уж надо быть на высоте. Чтобы уйти с гордо
поднятой головой
Источник:
mel.fm