7 ноября 1983 года на экраны вышла мелодрама «Военно-полевой роман».
Бывшего фронтовика Петра Тодоровского на съёмки фильма вдохновила
неожиданная встреча.
В первые послевоенные годы он шёл мимо ЦУМа и услышал знакомый смех.
Этот характерный хохот с хрипотцой невозможно было не узнать — он
принадлежал «фронтовой королеве», возлюбленной комбата, а заодно и всех
солдат, с которыми вместе служил Тодоровский.
Прежде она была невероятно хороша собой, но сейчас от былой красоты не
осталось и следа — постаревшая женщина в стоптанных валенках, телогрейке и
перчатках без пальцев продавала пирожки, а рядом сидела закутанная в
шерстяные платки маленькая девочка.
Тогда Тодоровский так и не решился подойти к старой знакомой и узнать, что
же с ней случилось. Но с тех пор судьба этой женщины не давала режиссёру
покоя.
Спустя долгие тридцать лет он положил эту историю и другие свои фронтовые
воспоминания в основу сценария «Военно-полевого романа», однако ни одна
киностудия не захотела запускать в производство картину про эхо войны,
коммуналки и бытовую неустроенность.
Лишь в Одессе Тодоровскому дали зелёный свет, правда на съёмки выделили
всего 380 тысяч рублей, что заметно ограничивало полёт творческой
мысли.
В главной женской роли режиссёр изначально видел Светлану Крючкову, но у
актрисы заболел маленький сын и она не смогла сниматься.
Тогда её место заняла другая молодая мама Наталья Андрейченко, которая
пришла в восторг от сценария. Когда съёмки уже должны были начаться, актриса
неожиданно отказалась от роли.
Выяснилось, что её супруг — композитор Максим Дунаевский, был категорически
против, чтобы новоиспечённая мать срывалась на площадку.
Пришлось срочно вызывать на киностудию Татьяну Догилеву и Анастасию
Вертинскую, но их пробы режиссёра не впечатлили.
В результате Тодоровский понял, что кроме Андрейченко эту роль никто не
сыграет, и сумел «отпросить» актрису у мужа.
Киномеханика Сашу должен был играть сам Пётр Тодоровский — очень личной для
него получилась эта история.
Однако описываемые в сценарии события произошли много лет назад, так что
для экранного героя режиссёр оказался слишком возрастным.
Он планировал отдать роль Виктору Проскурину, пока в коридоре Одесской
киностудии к нему не подбежал восторженный Николай Бурляев — обнял, трижды
поцеловал и заявил: «Кончайте пробы!
Эту роль я никому не отдам!». Актёра настолько тронул сюжет о послевоенной
встрече, что он всю ночь обливался слезами над листками сценария.
Уже после выхода картины на экраны иностранные журналисты спросили
Бурляева, есть ли в СССР такие люди, как Нетужилин. На что актёр не
раздумывая ответил, что таких — целая страна, включая его самого.
Небольшая, но трогательная роль администратора кинотеатра появилась в
фильме по просьбе давнего друга режиссёра Зиновия Гердта.
У Тодоровского он был готов играть кого угодно: «Скажешь сыграть лошадь —
сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю» — шутил актёр,
прихрамывающий после тяжёлого ранения, полученного на фронте.
Многие недоумевали, почему Всеволод Шиловский сам напросился сыграть
довольно примитивного дядю Гришу. Там и съёмок-то было всего на два
дня.
Но для Шиловского эта роль оказалась данью целому поколению 20-летних
мальчишек, «вернувшихся с войны и оказавшихся никому не нужными».
У «лейтенанта Тодоровского», который и сам принадлежал к этому поколению,
актёр хотел сыграть именно такого персонажа.
Специально для фильма Петром Тодоровским вместе с композитором Игорем
Кантюковым была написана авторская музыка.
Звучащая лейтмотивом песня «Рио-рита» на стихи Геннадия Шпаликова была
навеяна одноимённым популярным пасодоблем 1930-х годов.
Спустя годы Тодоровский снял военную драму «Риорита», которая стала его
последней работой в кино.
В финале герой Бурляева стучит ногой по водосточной трубе, откуда с
грохотом выпадают глыбы льда. Эту сцену критики и зрители восприняли как
метафорический образ приближающейся хрущёвской оттепели.
По требованию цензуры из картины были вырезаны некоторые эпизоды —
упоминание о репрессированных родителях Веры и подслушивающий
сосед-гэбэшник.
В 1983 году «Военно-полевой роман» был выдвинут на премию «Оскар». Пётр
Тодоровский отправился на торжественную церемонию в США, где все в один
голос уверяли, что его картина является единственным фаворитом.
Однако в дело вмешались политические мотивы — в результате лента неожиданно
уступила антисоветской шахматной драме о гроссмейстере Викторе Корчном
«Диагональ слона» французского режиссёра Ришара Дембо.
Тем не менее «Военно-полевой роман» не остался без внимания зарубежных
кинематографистов: годом позже на Берлинском кинофестивале Инна Чурикова
получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль второго плана.