Актер с большой буквы и человек то же с большой.
Михаил Александрович Ульянов — целая эпоха в театре и кинематографе. По
актерским меркам он сыграл не так и много ролей: чуть более 70-ти в кино и
50-ти в театре. Но зато какие это образы: Борис Годунов, Ленин, Сталин,
Цезарь, Егор Трубников, Тевье и 16 (!) раз Жуков! И звездная роль — Ивана
Федоровича Афонина — ветерана войны, «народного мстителя», чью внучку
изнасиловали трое молодчиков, в фильме «Ворошиловский стрелок» (1999).
О работе над этой ролью Михаил Александрович Рассказывал:
Надо сказать, что я трудился над ролью с удовольствием. <…> Нравился
мне мой герой — обыкновенный старик, за плечами которого немудрящая, но
честная жизнь. Только на склоне лет нет ему покоя. Мир перевернулся! Ценное
обесценилось, и откуда ни возьмись такое повылазило… И получилось, что на
примере этого старика вдруг на экране вскрылись беды нашего болезненного,
незащищенного общества. Жизнь в нем всё усложняется, растет разрыв между
богатыми и бедными, и хотя вроде бы никто не голодает, но никто особенно и
не шикует, за исключением тех, кто готов это делать за чужой счет.
А еще Ульянов написал 5 книг об актерской профессии и жизни в целом…
Вот несколько ярких выдержек из книги Михаила Ульянова «Реальность и
мечта»:
Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание
текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и так далее. Я знаю очень
много начитанных людей, но таких мерзавцев, не приведи Господи. И напротив,
сколько встретил я, особенно когда снимался в фильме «Председатель», в
деревне тёмных старух — благороднейших, человечнейших, интеллигентнейших,
если вложить в это слово то понятие, что человек думает прежде всего не о
себе, а о стоящих рядом, о других. У них был и такт, и добро, хотя жизнь у
них всех сложилась сумасшедше тяжёлая. Особенно после войны.
Говоря «культура», я имею в виду культуру не начитанности, не наслышанности
музыкой, не «навиданности» изобразительным искусством — это всё лишь часть
культуры, если можно так выразиться, её надстройка, а собственно культура,
база её — это уменье жить, не мешая другим, это уменье приносить пользу, не
требуя за то златых венков. Это уменье свою жизнь прожить разумно, не
наказав никого, не испортив никому жизнь, — вот что такое, мне кажется,
культура, личностная основа культуры.
***
Если человек умеет удивляться, восхищаться, радоваться красоте, радоваться
таланту — этот человек счастливый, для него жизнь интересна, она всегда для
него по-новому открывается, всегда неожиданна. Я завидую таким людям,
сохранившим детское восприятие мира. Несчастны те, кого не радуют восходы,
не трогают красота и талант, сердит неожиданность.
***
Наша цель — отстоять театр как храм культуры. Уловить душевное тяготение
зрителя — в этом залог успеха. И все театры сегодня находятся в поисках
того, может быть, очень простого сценического действия, которое приведет в
зрительные залы людей, жаждущих понять, кто мы сегодня, что нам нужно, чтобы
почувствовал свою человеческую высоту, свою необходимое в жизни. Мне
думается, что и литература, и театр, и вообще искусство нужны сами по себе
для того, чтобы увеличить, прибавить количество доброты на свете. Чтобы люди
могли черпать из этого источника правды и справедливости, веры и любви кто
сколько может.