Итак, фильм «Влюблен по собственному желанию» 1982 года режиссера Сергея
Микаэляна.
Лирический, тонкий фильм, хотя на первый взгляд — некоторые вещи там
показаны в лоб. Но стоит присмотреться повнимательнее — и видишь слой за
слоем столько разных смыслов.
Я уже писала об этом фильме не раз, и еще — читала здесь на «Дзене» статьи
о нем у других авторов. И нередко попадалась мне такая мысль: герои слишком
разные, они не будут вместе. Она ему скоро надоест, он ее бросит.
Возможно, я излишне романтизирую этот фильм, но убеждена — никто никого не
бросит, герои нашли друг друга раз — и навсегда. Они подходят друг другу как
нельзя лучше. Ключик и замочек.
За это я в первую очередь и люблю этот фильм. За историю Золушки. Которая
нашла своего принца, а тот, в свою очередь, тоже узнал ее в толпе других и
прочих. Хотя поначалу, казалось бы, они были настолько разными.
Она — простушка, тихуша, скромница, робкая, даже забитая. Безотказная и
бессловесная. Закомплексованная, не позволяющая себе даже мечтать о личном
счастье. Уверенная в собственной некрасоте.
Он — несмотря на то, что погряз в алкоголе, тем не менее, по инерции
считающий себя подарком для любой девушки, бывший красавчик и ловелас,
бывший баловень судьбы, думающий, что он все еще на пьедестале, даже если
давно слетел с него.
Самоуверенный и умеющий нравиться.
В обычной жизни, в обычной ситуации, они бы друг на друга даже не
взглянули. А если бы и взглянули — ужаснулись бы.
Мне нравится, как нам тонко, деликатно преподносится история развития их
взаимоотношений. Сперва — просто умение терпеть друг друга. Потом —
зарождение какого-то подобия дружбы. Ну и наконец — чувства.
Я не согласна с теми, кто считает, что Игорь «клюнул» на Веру, лишь когда
она стала хорошенькой.
По-моему, тот самый переломный момент — это ситуация за городом, когда они
встретились с семейством хамов и их наглой собачкой. Игорю впервые
захотелось защитить Веру. Не как человека, которому нахамили, а как свою
девушку.
Может быть, в тот момент он и сам не понял, что Вера ему дорога намного
больше, чем просто приятельница. Но для меня как для зрителя в тот момент
все уже было очевидно.
И ему здесь действительно неважно, как она выглядит (хотя он и отмечает,
что она изменилась), ему на самом деле, всерьез, важна ее душа.
Как же я люблю такие фильмы, когда нам не преподносят чувства и эмоции в
лоб, не комментируют их, не разжевывают, как неразумным школьникам.
Мне нравится, когда все, как здесь — на полутонах, посредством окружения
героев, природы… Камыши, которые обрывает Игорь, смеющаяся Вера, его взгляд
на нее, ее румянец… Как это все красиво, и как без слов это все говорит об
их чувствах.
Да разве Игорь бросит эту Веру? Никогда, ни за что. Потому что это не
просто увлечение, как та же Наташа. Это — серьезно и надолго. Да и понимает
Игорь, что с Верой так нельзя, она — не одноразовая, она на всю жизнь.