– При Союзе было лучше. Все жили одинаково, – сказал сосед, с которым мы
любим поностальгировать о советских временах.
Позволил себе с ним не согласиться. Во все времена кто-то жил бедно, кто-то
средне, а кто-то роскошно. Это видно даже по советским фильмам. Например,
«Москва слезам не верит». Я бы хотел обратить внимание на кухни.
В начале картины ярко представлен быт советского рабочего общежития. Все
очень аскетично – плита, мойка и стол, застеленный клеенкой, чтобы не
пачкался и не испортился раньше времени.
Голые стены, покрашенные зеленой краской как в подъезде или в больнице.
Все-таки кафель был чем-то слишком роскошным для общежития.
А еще яркий ностальгический элемент — бельевая веревка, протянутая под
потолком. Хотя, у нас в квартире на кухне тоже была бельевая веревка. Помню
однажды мама жарила котлеты, а вещи мои снять с веревки забыла.
На следующий день от меня на всю школу пахло домашней едой. Я тогда очень
обиделся на маму, так как из-за ее невнимательности был подорван мой
авторитет среди одноклассников.
А теперь перенесемся на кухню роскошной профессорской квартиры в
небезызвестной высотке на площади Восстания. Это не кухня, а просто музей
какой-то.
Буфет, украшенный утонченной резьбой, массивные деревянные стулья —
прямо-таки какая-то дореволюционная роскошь.
Я бы даже сказал буржуйская. Также меня заинтересовала скатерть. Видно, что
натуральный лен. Еще и вышивка наверняка ручная. Даже интересно, что это за
корона с вензелями в центре.
Кухню Людмилы нам показывают лишь мельком. По этим скудным кадрам я сделал
вывод, что кухонька довольно тесная.
Вот посмотрите, как стоит обеденный стол — не по центру комнаты и даже не
вдоль стены, а поперек. Многие так делали для экономии места.
Также видно, что для Людмилы, как и для многих советских людей, было важно
быть не хуже других. Поэтому мы видим популярные обои-кирпичики, модный
плафон, длинные цветастые шторы вместо стандартных коротеньких
тюлевых.
А еще белый гарнитур. Вещь дефицитная, но была практически у всех. Как-то
умудрялись доставать.
Почему-то в Тосиной кухне мне бросились в глаза стулья. Традиционно за
обеденным столом сидели на табуретках. А стулья с высокими спинками стояли в
зале и у письменного стола.
Скатерть на столе тоже привлекает внимание. У нас дома она была
исключительно праздничным атрибутом. А в будние дни мама застилала стол
красивой клеенкой в цветочек.
Ну а в целом кухня у Тоси вполне среднестатистическая — кафель, плита, все
тот же белый гарнитур. Судя по количеству разной утвари, видно, что на этой
кухне кипит жизнь. Хозяйка постоянно хлопочет, чтобы накормить своих
мужчин.
Квартира Кати Тихомировой — это эталон, к которому стремились многие. Вроде
по-советски сдержанно и лаконично. Но все равно присутствуют элементы
роскоши. Взять хотя бы розовые занавески с воланами. В магазинах таких не
продавалось.
Женщины покупали ткань на метраж, а потом сами шили по выкройкам из
«Работницы». Но у руководящего работника Катерины явно не было времени на
рукоделие, и она заказывала пошив в ателье. А это недешево.
Также мы можем видеть небезызвестный гарнитур. Только чуть более «элитная»
его версия. Не чисто-белая, а в цветочек. Ну и, конечно же, бросается в
глаза хрусталь на столе.
Простой народ над ним не дышал и держал в серванте. Как говорила моя
бабушка, это «витринная посуда». Но по праздникам мы иногда доставали
хрустальный графин.