1. Взрослые, которых стыдили, когда они были детьми, боятся быть
уязвимыми и страшатся самораскрытия (боятся раскрыться перед
другими).
2. Взрослые, «которых стыдили в детстве, могут страдать от крайней
застенчивости, смущения, замешательства и от чувства неполноценности по
сравнению с другими. Они не считают, что они делают ошибки. Вместо этого
они считают, что они сами являются ошибкой.
3. Взрослые, которых стыдили в детстве, боятся близости и склонны
избегать обязательств, находясь во взаимоотношениях. Такие взрослые часто
говорят, что у них такое чувство: будто одна нога всегда за дверью, чтобы
убежать.
4. Взрослые, которых стыдили в детстве, могут казаться или очень
высокомерными и эгоцентричными, или самоотверженными и
бескорыстными.
5. Взрослые, которых стыдили в детстве, могут чувствовать, что «что бы я
ни делал, это не имеет значения, я есть и всегда буду никчемным и
нелюбимым».
6. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто занимают оборонительную
позицию, когда получают хотя бы незначительную отрицательную обратную
связь. Они испытывают чувство крайнего унижения, если их вынуждают
взглянуть на свои ошибки и несовершенства.
7. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто обвиняют других за
обвинения в свой адрес.
8. Взрослые, которых стыдили в детстве, могут страдать от разрушающего их
чувства вины. Эти люди постоянно извиняется. Они берут на себя
ответственность за поведение окружающих их людей.
9. Взрослые, которых стыдили в детстве, чувствуют себя чужаками. Они
ощущают всеохватывающее чувство одиночества в течение всей своей жизни,
даже если их окружают те, кто по-настоящему их любит и заботится о
них.
10. Взрослые, которых стыдили в детстве, проецируют свои взгляды и свое
отношение к себе на других. Они как «ясновидцы» читают мысли, которые явно
им не льстят, и постоянно чувствуют, что другие их осуждают.
11. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто злятся на других и
осуждают в них те качества, которых они стыдятся в себе. Это может
привести к тому, что они будут стыдить других.
12. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто чувствуют себя
безобразными, порочными и несовершенными.
13. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто ощущают контроль, как
извне, так и изнутри. Блокируются нормальные спонтанные проявления.
14. Взрослые, которых стыдили в детстве, чувствуют, что они должны все
делать идеально или не делать вообще. Это внутреннее убеждение часто
приводит к тревоге при выполнении чего-либо, а также к оттягиванию,
затягиванию и проволочкам.
15. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто испытывают
депрессию.
16. Взрослые, которых стыдили в детстве, врут себе и другим.
17. Взрослые, которых стыдили в детстве, блокируют чувство стыда
посредством различного рода компульсивного поведения, такого как
трудоголизм, нарушения в приеме пищи, покупки, злоупотребление химическими
веществами, азартные игры.
18. Взрослые, которых стыдили в детстве, вместо дружбы несут тяжелое
бремя чужих проблем.
19. Взрослые, которых стыдили в детстве, часто компульсивно уходят в
копание в прошлых взаимоотношениях, в событиях прошлого, в
интеллектуализацию, чтобы защититься от боли.
20. Взрослые, которых стыдили в детстве часто застревают в зависимости
или становятся ее ярыми противниками.
21. Взрослые, которых стыдили в детстве, не имеют ощущения эмоциональных
границ, они чувствуют, что другие люди постоянно вторгаются в их пределы.
Они часто строят фальшивые границы путем возведения стен из ярости,
ублажения и изоляции.
Характеристика взаимоотношений взрослых, в основу личности которых
заложен стыд:
1. Мы теряем себя в любви.
2. Когда мы спорим, мы сражаемся ни на жизнь, а на смерть.
3. Мы тратим огромное количество энергии, пытаясь догадаться, что у
других на уме. Когда мы разговариваем со своим партнером о его чувствах и
нуждах, то мы часто говорим с самим собой, а не с ним.
4. Мы платим высокую цену за то хорошее, что с нами было.
5. Мы, беря на себя обязательства, зачастую подписываем два контракта:
один сознательно, другой – бессознательно.
6. Мы обвиняем и нас обвиняют.
7. Мы хотим, чтобы он/она ушли, а потом боремся за то, чтобы они
вернулись.
8. Мы знаем, что все будет по-другому, но ожидаем, что все останется
по-старому.
9. Мы часто чувствуем, что наши партнеры контролируют наше
поведение.
10. В других нас часто привлекают те эмоциональные характеристики, в
обладании которыми мы отказали себе.
11. Мы часто создаем треугольники во взаимоотношениях.
12. Мы стремимся получить от наших партнеров любовь, которую не получили
в детстве, полном стыда.
Как нас стыдили в детстве?
Ниже следуют примеры взаимодействия между детьми и взрослыми, с которыми
они росли, в результате чего у детей могло возникнуть чувство стыда.
1. Ребенок может испытывать чувство стыда, когда родители и другие
взрослые, воспитывающие его, посредством слов или/и поведения давали ему
понять, что он нежеланный. Ребенок может получить такое сообщение еще в
младенчестве через ощущение того, как к нему прикасаются, как его держат,
и как с ним взаимодействуют ухаживающие за ним взрослые.
2. Когда ребенка стыдят и унижают публично, это откликается в нем
усилением чувства стыда.
3. Когда проявляется неодобрение по отношению к ребенку, как таковому, а
не к определенному проступку или его поведению. Пример: «Ты – очень плохой
мальчик». А не «Толик, мне не нравится, когда ты бьешь сестренку. Я
понимаю, что тебе трудно, и ты не можешь добиться от неё желаемого, но я
не хочу, чтобы ты опять бил её».
4. Когда для того, чтобы его принимали, ребенку приходится скрывать
какую-либо часть себя, формируется стыд. Примеры: Необходимость скрывать
ошибки, потребности, радости, горести, болезнь, успех, слезы.
5. У ребенка формируется стыд, когда нарушаются эмоциональные и
физические границы ребенка, что происходит при физическом или сексуальном
оскорблении в прямой или скрытой форме. У ребенка не может развиться
собственная личность, если между родителями и ребенком не существует
четких границ. Физическое или сексуальное оскорбление, – исходящее от
окружающих ребенка людей, ведет к чувству, что «я не достоин любви, меня
не принимают таким, какой я есть. Меня можно любить меньше, когда …”.
Кроме того, ребенок растет в мире секретов, чувствуя, что «я постоянно
должен скрываться и прятаться от глаз других людей».
6. Когда дети чувствуют, что им негде уединиться, некуда спрятаться, то
они вырастают с всепоглощающим чувством неадекватности и думают: «Должно
быть, я на самом деле плохой человек». Примеры: Родители, которые роются в
вещах своих детей, подслушивают их телефонные разговоры, читают их письма
или делают заявления типа: «Я знаю, что ты думаешь», « Если бы ты меня
любил, ты бы мне обо всем рассказывал».
7. Если взрослые относятся безразлично или игнорируют важные для детей
события или подарки, ребенок испытывает сильное чувство стыда. Примеры:
Ребенок целый день трудится, делая для мамы рисунок. Мать не находит
времени, чтобы взглянуть на него, убирает его, прячет в куче других вещей
или говорит: «И что мне с этим делать?» Когда родители упорно не посещают
важные для ребенка мероприятия, не играют с ним в мяч, не ходят на
вечеринки, организуемые для родителей с детьми или на спектакли, то у
ребенка развивается чувство, что он или она просто не очень важны.
8. Когда, сравнивая, ребенок чувствует, что его родители чем-то
отличаются от других, обладающих властью фигур в окружающем мире, ребенок
может начать ощущать стыд по отношению к своей семье, а через это начать
стыдиться себя. Это чувство отличия иногда приводит к расколу, ребенок
разрывается, пытаясь быть верным семье и окружающему миру. Это приводит к
тому, что ребенок начинает скрывать какую-то часть своего мира и таким
образом часть себя от другой своей части. Примеры: Дети, родители которых
являются иммигрантами, чья речь, обычаи и привычки отличаются от внешнего
мира, в котором живет семья. Дети национальных меньшинств, где в
окружающем их мире, цвет кожи стал отождествляться с такими отрицательными
качествами, как порочность, лень, бессилие или беспомощность. Дети,
живущие в нищете, где недостаток денег или вещей заставляет их считаться
неприемлемыми для общества.
9. Когда ребенок чувствует, что родители или члены семьи имеют какой-то
дефект или недостаток по сравнению с другими фигурами взрослых в его мире;
у ребенка развивается стыд. Пример: Дети из семей, где один из членов
алкоголик или наркоман, чье поведение ставит ребенка в неловкое положение
и смущает. Дети из семей, где один из ее членов умственно или физически
неполноценен и где это отличие никогда не обсуждается, или же ребенок не
может выразить свое чувство смущения и неловкости по этому поводу.
10. Когда у ребенка подорвано или разрушено доверие к фигуре значимого
взрослого в результате его непосредственного поведения и пренебрежения
ребенком, то ребенок испытывает замешательство относительно того «Где мое
место и принадлежность и чего я могу ожидать от мира в целом». Это чувство
рассоединенности или недостатка причастности приводит к возрастанию
внутреннего стыда и изоляции.
11. Когда ребенок растет с взрослыми, испытывающими чувство стыда и
собственного бессилия в мире, у ребенка также развивается чувство стыда.
Стыд заразен.
12. Когда ребенка вынуждают чувствовать себя нежелательным, нелюбимым,
порочным или никчемным в более широком контексте школьного мира или
общества, у такого ребенка развивается парализующий его стыд. Пример:
Дети, испытывающие трудности при обучении чтению по причине не
обнаруженной неспособности к обучению, чувствуют себя ленивыми или глупыми
благодаря поведению и высказываниям взрослых. Дети, которые из-за
невнимания и пренебрежения дома приходят в школу в неподобающем виде и
гигиеническом состоянии. В школе и в окружающем их обществе они
оказываются в изоляции, терпят насмешки и взгляды, полные отвращения. К
некоторым детям добронамеренные взрослые испытывают сочувствие, что
усиливает их чувство ненадежности и неуверенности, отсутствия уважения к
себе и бессилия в окружающем мире.
13. Когда ребенка постоянно обвиняют за поступки и эмоциональное
состояние взрослых, несущих ответственность за воспитание ребенка, и когда
ребенок никак не может понять, что от него ожидают, не говоря о том, чтобы
выполнять эти ожидания, у него развивается калечащее его чувство вины и
стыда. Пример: ребенок чувствует: «Если бы я был умнее, сильнее,
симпатичнее, тогда бы мои родители меньше пили, были бы счастливее и реже
погружались в депрессию».
14. Когда ребенок не может жить в соответствии с ожиданиями растящих его
взрослых из-за того, что эти ожидания непоследовательны или нереалистичны
для этого конкретного ребенка в силу его возрастных способностей и
особенностей или из-за того, что он просто человек, то ребенок чувствует
себя никчемным, нелюбимым, неудачником, ошибкой. Таким образом, образуется
и увековечивается ядовитый стыд, лишающий человека силы.
15. Когда родители или взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка,
используют в качестве дисциплинарной меры в ответ на поведение ребенка
молчаливое отвращение, ребенок чувствует, что он весь, все его существо –
плохое, порочное, Когда молчаливое отвержение используется как наказание,
то для ребенка вероятность восстановления и исправления взаимоотношений
очень мала. Ребенок остается с чувством непоправимой вины за свое
поведение и с парализующим его стыдом. Пример: Толик приносит из школы
домой записку, в которой говорится, что он подрался на перемене. Вечером
он показывает записку родителям. Они читают записку и смотрят на Толика с
отвращением. Со вздохом они кладут записку на стол текстом вниз. Родители
Толика уходят, оставляя его одного в комнате. То, что произошло в школе,
не обсуждается. Завершения нет.