В киношедевре «Девчата» (1961) есть один момент, который всегда удивляет
тех, кто общался с бывшими воспитанницами детских домов и – выпускницами
профтехучилищ. Тося Кислицына по сюжету — детдомовская девочка, получившая
диплом Симферопольского кулинарного училища.
Обычно это сочетание – детдом + южный город + училище дают весьма
специфическую линию поведения, никак не связанную с тотальным целомудрием,
которое обнаруживала Тося.
Конечно, юная повариха вполне могла быть физически невинной и совершенно
точно была таковой, однако же, совсем ничего не знать об отношениях мужчины
и женщины – это в данном случае нонсенс.
В детдом попадали не только дети войны (как Тося) или «отказные», не
знавшие родителей, но и подростки из неблагополучных семей, где ругались
матом, приводили «хахалей» и собутыльников, распивали спиртные напитки – в
подобной ситуации «просвещение» в половом вопросе начиналось гораздо раньше,
чем в нормальной среде – на уровне грязных шуток и разговорчиков.
Потом эти отроки попадали (к счастью) в детские дома, но …приносили свои
«знания» новым друзьям и товарищам. Я знавала одну детдомовку – она работала
телефонисткой на межгороде, причём хорошо работала.
Так вот она была какой-то обречённо-циничной в вопросах любви и относилась
к физиологической стороне вопроса, как к грубому инстинкту. Думаю, что и
Кислицына всего этого вдоволь наслушалась. Потом – училище, куда шли отнюдь
не отличницы, а чаще всего девчата из не самых благополучных и обеспеченных
семей.
Конечно, бывало всякое – некоторым просто нравилось и — нравится готовить
пищу и они идут учиться на повара. Но в 9 случаях из 10 это был не выбор, а
– удел. И там попадались разбитные, курящие подружки, у которых были
кавалеры и – необязательно «платонические».
Тося в силу своей коммуникабельности не могла не слышать этих разговоров –
особенно, если учесть, что жила она в общежитии, где всё – на виду. Не её
одногруппницы, так девушки постарше выходили замуж, как раньше называлось,
«по залёту» — по причине незапланированной беременности.
И, разумеется, определённый фон создавал южный город, где много
дополнительных факторов риска.
Да, сама Тося – чистая и даже кристальная. Это и привлекло к ней ловеласа
Ковригина. Вместе с тем, девчушка, говорящая: «…Сегодня мы всё переделаем, а
назавтра ничего не останется», и уверенная, что поцелуй — это высшая точка
супружеских отношений – …оно выглядит странно.
Такое могла высказать домашняя отличница, которая из школы бежала домой, не
читала даже Мопассана и Золя, а после окончания вуза вышла замуж за того,
кого ей выбрали папа с мамой. Но не детдомовка Тося.