Помните, когда-то популярный фильм 1983 года «Приступить к ликвидации».
Тогда начальство абсолютно не желало утверждать на роль одиозного полковника
авиации, роскошного красавца Василия Ланового. Мне и сегодня, отчего-то,
кажется, что ни к чему было этому заслуженному артисту здесь
экспериментировать. Да и его роль генерала Вольфа в легендарных «Семнадцати
мгновениях весны», сильно контрастирует с великолепно «вылепленными»
образами, просто симпатичного Вячеслава Тихонова и чудесно-неоднозначного
Леонида Броневого.
«Приступить к ликвидации» 1983г
А история о том, как симпатичного молодого Игоря Ясуловича позвали в 1964
году в картину «Через кладбище» студии «Беларусьфильм». Так режиссёр и
оператор картины долго сомневались, стоило ли брать в серьёзный военный
фильм этого, как им казалось, излишне красивого артиста. Но всё же решились.
Вполне возможно, что благодаря именно этой «протекции», в дальнейшем Игоря
Николаевича зрители смогли лицезреть в таких, сугубо суровых многосерийных
лентах, как «Операция «Трест», «Щит и меч», а так же загадочной «Обратной
дороги нет».
«Щит и меч» 1968г
Итак, хотя речь здесь идёт о «не совсем пригодных для ролей врагов и
предателей» советских красавцах, очень хочется вспомнить выбор на главную
женскую роль тов. Иосифом Хейфицем в драму «Дама с собачкой». Отчего-то
мэтру была нужна молодая, талантливая и не слишком привлекательная актриса,
с нахождением искомой, вдруг, возникли проблемы.
«Дама с собачкой» 1960г
Наконец, кто-то посоветовал пригласить на пробы некую журналистку Ию
Савину, игру которой кто-то видел в студенческом театре МГУ. «Небось, опять
записная красотка», — с неудовольствием проворчал Иосиф Ефимович, но
согласие дал. Увидев прибывшую в павильон растерянную барышню,
удовлетворённый режиссёр вскоре утвердил её на первую в жизни роль.
«Адъютант его превосходительства» 1969г
Вы не поверите, но когда в 1968 году одарённый Евгений Ташков «затевал»
свой 5-серийный фильм о работе разведчика-чекиста Павла Кольцова, то
изумлённые выбором «беляков» чиновники, категорически посоветовали заменить
излишне симпатичных: Игоря Старыгина и Валентина Смирницкого на более
«удобоваримых» актёров. Они даже довольно «косо» поглядывали в сторону
самОго главного героя. А вот с утверждением на роль начальника контрразведки
сурового Владимира Козела, мудрые дядьки были полностью согласны.
«Освобождение» 1968г
Помните, кто «красной нитью» проходит сквозь все серии киноэпопеи
«Освобождение». Да, это реальный красавец, прекрасный и талантливый Николай
Олялин. Как это ни странно, но выбор главного героя совсем не устроил
консультантов картины, заслуженных, прошедших фронт, генералов. «Послушайте,
Юрий Николаевич, — обращались они к упорно отстаивающему искомую
кандидатуру, режиссёру Озерову, — уж больно смазлив этот парень для
серьёзного офицера-артиллериста». Но «художнику» всё же удалось настоять на
своём и Николай «честно исполнял свой воинский долг» пока на фоне «дикой»
популярности не начал элементарно спиваться. Поэтому «создателю» пришлось
пойти поперёк сценария и несмотря на протесты всей съёмочной группы,
оставить заслуженного артиллериста в водах затопленного берлинского
метро.
«Я шагаю по Москве» 1963г
Вообще, в советском кино, особенно после «переломного» 1968 года,
приглашение красавцев и красавиц рекомендовалось лишь в сказочные
постановки. И то правда, зачем нормальному социалистическому зрителю видеть
на экране, неумело работающих мастерком или лопатой, нереально симпатичных
артистов. Помните, как утверждал мудрый полотёр в исполнении Басова в
комедии «Я шагаю по Москве» – «У нашего героя должна быть правда характера!
И всё, тут!» .