Sunday, October 8, 2023

Эти coвeтcкиe пapни были cлишкoм кpacивы, кaк для poлeй гepoeв, тaк и вpaгoв




Помните, когда-то популярный фильм 1983 года «Приступить к ликвидации». Тогда начальство абсолютно не желало утверждать на роль одиозного полковника авиации, роскошного красавца Василия Ланового. Мне и сегодня, отчего-то, кажется, что ни к чему было этому заслуженному артисту здесь экспериментировать. Да и его роль генерала Вольфа в легендарных «Семнадцати мгновениях весны», сильно контрастирует с великолепно «вылепленными» образами, просто симпатичного Вячеслава Тихонова и чудесно-неоднозначного Леонида Броневого.


«Приступить к ликвидации» 1983г


А история о том, как симпатичного молодого Игоря Ясуловича позвали в 1964 году в картину «Через кладбище» студии «Беларусьфильм». Так режиссёр и оператор картины долго сомневались, стоило ли брать в серьёзный военный фильм этого, как им казалось, излишне красивого артиста. Но всё же решились. Вполне возможно, что благодаря именно этой «протекции», в дальнейшем Игоря Николаевича зрители смогли лицезреть в таких, сугубо суровых многосерийных лентах, как «Операция «Трест», «Щит и меч», а так же загадочной «Обратной дороги нет».

«Щит и меч» 1968г

Итак, хотя речь здесь идёт о «не совсем пригодных для ролей врагов и предателей» советских красавцах, очень хочется вспомнить выбор на главную женскую роль тов. Иосифом Хейфицем в драму «Дама с собачкой». Отчего-то мэтру была нужна молодая, талантливая и не слишком привлекательная актриса, с нахождением искомой, вдруг, возникли проблемы.

«Дама с собачкой» 1960г


Наконец, кто-то посоветовал пригласить на пробы некую журналистку Ию Савину, игру которой кто-то видел в студенческом театре МГУ. «Небось, опять записная красотка», — с неудовольствием проворчал Иосиф Ефимович, но согласие дал. Увидев прибывшую в павильон растерянную барышню, удовлетворённый режиссёр вскоре утвердил её на первую в жизни роль.

«Адъютант его превосходительства» 1969г

Вы не поверите, но когда в 1968 году одарённый Евгений Ташков «затевал» свой 5-серийный фильм о работе разведчика-чекиста Павла Кольцова, то изумлённые выбором «беляков» чиновники, категорически посоветовали заменить излишне симпатичных: Игоря Старыгина и Валентина Смирницкого на более «удобоваримых» актёров. Они даже довольно «косо» поглядывали в сторону самОго главного героя. А вот с утверждением на роль начальника контрразведки сурового Владимира Козела, мудрые дядьки были полностью согласны.

«Освобождение» 1968г

Помните, кто «красной нитью» проходит сквозь все серии киноэпопеи «Освобождение». Да, это реальный красавец, прекрасный и талантливый Николай Олялин. Как это ни странно, но выбор главного героя совсем не устроил консультантов картины, заслуженных, прошедших фронт, генералов. «Послушайте, Юрий Николаевич, — обращались они к упорно отстаивающему искомую кандидатуру, режиссёру Озерову, — уж больно смазлив этот парень для серьёзного офицера-артиллериста». Но «художнику» всё же удалось настоять на своём и Николай «честно исполнял свой воинский долг» пока на фоне «дикой» популярности не начал элементарно спиваться. Поэтому «создателю» пришлось пойти поперёк сценария и несмотря на протесты всей съёмочной группы, оставить заслуженного артиллериста в водах затопленного берлинского метро.



«Я шагаю по Москве» 1963г

Вообще, в советском кино, особенно после «переломного» 1968 года, приглашение красавцев и красавиц рекомендовалось лишь в сказочные постановки. И то правда, зачем нормальному социалистическому зрителю видеть на экране, неумело работающих мастерком или лопатой, нереально симпатичных артистов. Помните, как утверждал мудрый полотёр в исполнении Басова в комедии «Я шагаю по Москве» – «У нашего героя должна быть правда характера! И всё, тут!» .


Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи