18 марта свой 71-й день рождения отпраздновал народный артист России
Александр Трофимов. Его имя широко известно благодаря роли кардинала Ришелье
в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Этот образ стал неповторимым и
уникальным благодаря Трофимову. Но мало, кто знает, что он получил эту роль
совершенно случайно.
Образование и начало карьеры
Будущий актер родился в Москве 18. 03.1952 г. Его семья не была связана с
миром искусства, и сам он три курса проучился в техникуме, но потом увлекся
самодеятельностью и попал в студию под руководством бывшего актера Малого
театра.
Тот оценил его талант и посоветовал ему поступать в Щукинское училище.
Трофимов послушал совет и с первого раза стал студентом этого престижного
заведения. После окончания училища он попал в труппу Юрия Любимова,
руководителя знаменитого театра на Таганке. И это стало началом его звездной
карьеры.
Любимов доверил ему роль Иешуа в постановке «Мастера и Маргариты». Это был
верный ход: игра Трофимова поразила всех ценителей театрального искусства
(он играл ее на протяжении 35 лет, пока сам не решил передать ее молодому
коллеге).
Трофимов быстро получил признание, а спустя пять лет блестяще сыграл в
«Преступлении и наказании», где исполнил Раскольникова, а Владимир Высоцкий
— Свидригайлова.
Съемки в кино
Спектакль «Мастер и Маргарита» вызвал огромный отклик у публики. О нем
заговорили не только в столице, но и во всей стране. И благодаря этому
успеху 26-летний актер Александр Трофимов получил предложение сыграть в
фильме про мушкетеров. Изначально ему хотели дать роль Рошфора, и он к ней
готовился. Но когда актер приехал в Одессу, где находилась киностудия, то
узнал, что роль уже досталась Борису Клюеву.
Трофимову предложили вместо этой роли попробовать сыграть религиозного
фанатика Фельтона и дали лист с текстом. Он сидел и ждал, когда до него
дойдет очередь, и в это время его попросили помочь Клюеву, которому нужно
было изобразить сцену с кардиналом.
Вся эта ситуация с ролями немного обескуражила актера, и он уже был слегка
на нервах, поэтому произнес диалог с Рошфором с особым «чувством
собственного достоинства».
В интервью он признавался, что не старался особенно, но как только надел
мантию, то почувствовал уверенность и как-то проникся образом спокойного и
высокомерного Ришелье. Он читал текст с листа, который видел впервые. А
потом поднял голову и увидел, что все съемочная команда собралась вокруг
него.
Его попадание в образ поразил Георгия Юнгвальда-Хилькевича. И он сказал:
«Завтра проведем еще специальные пробы и вы будете играть Ришелье!». Но
решение об утверждении актеров принимали не на месте, а в Москве, и его
кандидатура не устроила начальство.
Говорили, что он никому не известен и не имеет опыта работы в кино. Но
Юнгвальд-Хилькевич очень хотел видеть именно Трофимова в этой роли и смог
настоять на своем выборе.
Единственное, что ему не разрешили сделать – это озвучить Ришелье
самостоятельно, поэтому за него говорит другой актер — Михаил Казаков,
который изначально должен был исполнить эту роль. Его интонации и скорость
речи оказались более подходящими для такой важной исторической личности. Но
в дуэте с Алисой Фрейндлих актер пел самостоятельно.
Трофимову было комфортно работать с режиссером на съемках.
Юнгвальд-Хилькевич давал актерам свободу творчества, и когда Трофимов
предлагал свой подход к произношению текста, это, как правило, устраивало
режиссера.
Единственной сложностью было то, что актеру приходилось совмещать игру в
театре со съемками. Он летал из Москвы в Одессу или Львов, и тут же
переключался из образа Иешуа в кардинала.
Трофимов также отметился своими работами в фильмах Михаила Швейцера, и они
стали его самыми любимыми киноролями. Актер играл так убедительно и
эмоционально, что затмевал даже главных героев. Он создал незабываемый образ
Николая Гоголя в «Мертвых душах» и восхитил всех своим сходством со
знаменитым писателем.
В 1987 году Леонид Нечаев позвал его в свой фильм «Питер Пэн». Актер
отлично сыграл Капитана Крюка. Этот образ был совершенно не похож на его
предыдущие киноперсонажи и стал одним из самых запоминающихся в его
фильмографии, которая насчитывает 26 картин.
Сегодняшняя жизнь актера
В свои годы Александр Трофимов продолжает служить в театре на Таганке.
Сейчас он играет там роль Мороза в новой версии пьесы «Снегурочка». По его
словам, когда-то этот театр был для него как родная семья. Но сейчас он
чувствует себя в нем посторонним и бывает там редко. Все изменилось и
кажется чужим: сцена, гримёрные, коллектив. Осталось лишь несколько старых
друзей из актеров.
По его признанию, он мало работает из-за определенных причин, одной из
которых стала смена руководства театра. Трофимов говорит, что после этого
ему предлагали только несколько малоинтересных ролей. В кино он тоже давно
не снимался. Его последняя работа была в 2014 году в кинофильме «На
дне».
О жене актера ничего не известно, но у него есть 34-летний сын Алексей, он
тоже выпускник Щукинского училища и уже 11 лет служит в театре Моссовета. В
кино он снимается редко, в 2022 году он сыграл главную роль в фильме-фентези
«Тайна амулета», а сейчас задействован в съемках картины «Хор» .
Александр Трофимов очень любит своего сына, гордится тем, каким он вырос, и
общение с ним — это единственная настоящая для него радость. Также он любит
проводить время и со своими внуками. А еще актер не может жить без отдыха в
деревне, где когда-то купил старый домик и полностью собственноручно его
переделал. Из деревни он возвращается с зарядом энергии и бодрости.
Мы желаем Александру Алексеевичу крепкого здоровья, душевного равновесия и
интересных проектов от режиссеров!