Вот говорят, что незаменимых нет. А я не верю. Кто заменил, скажем, в нашем
кино народного артиста РСФСР Георгия Милляра? Его каждая роль была маленьким
шедевром.
Актером Георгий Францевич Милляр был плодовитым. На его счету около 240 (!)
работ в фильмах и киножурналах А еще озвучивание фильмов, мультфильмов,
дубляж. Вся его кинодеятельность продолжалась ни мало ни много – 60 лет! С
1932 по 1992 год.
Да и человеком он был необычным. Начать хотя бы с происхождения.
Георгий Францевич Милляр родился в 1903г. в Москве. Его отец – французский
инженер, Франц де Мильё, прибывший из Марселя в далекую Россию возводить
мосты. Мать, Елизавета Журавлева, – дочь иркутского золотопромышленника.
Детство Георгия Милляра проходило в настоящей роскоши. Мальчик жил в
огромном доме, его воспитывали гувернантки из Франции. Кстати, талант комика
проявлялся в нем уже в ранние годы. В семь лет Георгий самостоятельно нанес
на себя актерский грим, перевоплотившись в Мефистофеля из гетевского
«Фауста». Однако родственники его представления вовсе не испугались, а,
напротив, начали хохотать.
Отец Георгия Милляра умер еще задолго до революции. А вот мать оказалась
долгожительницей: сопровождала сына по жизни до конца 60-х. Георгий
Францевич так и прожил многие годы вдвоем с матерью в маленькой комнате их
бывшей роскошной московской квартиры, превращенной в коммуналку. Он
тщательно скрывал свое непролетарское происхождение и тот факт, что
великолепно владеет французским и немецким языками. А больше всего любил он
в юности театр. И впервые вышел на театральную сцену в Геленджике. Потом
служил на московских подмостках. И, конечно, мечтал о кино. Хотя понимал,
что с его неоднозначной внешностью, специфическим голосом рассчитывать на
роли красавчиков и героев-любовников не приходится.
Роли в кино
Поначалу Георгий Милляр снимался в эпизодических ролях.
А настоящая его кинобиография началась в 1938 году. Именно тогда режиссер
Александр Роу предложил Милляру в киносказке «По щучьему веленью» роль царя
Гороха. И артист блестяще с ней справился.
А вот подлинный успех ждал Милляра после сказки «Василиса Прекрасная».
Именно с этого фильма началась его кинокарьера Бабы-Яги. Дело в том, что на
роль старой сказочной злыдни не подходила ни одна актриса. Даже бесподобную
Фаину Раневскую режиссер не утвердил. А вот когда загримировали Милляра, да
он еще и продемонстрировал свою фирменную мимику, жестикуляцию и заговорил
своим неподражаемо трескучим голосом, присутствовавшие в студии дети
разбежались от страха, и даже самому Александру Роу стало не по себе. После
выхода «Василисы Прекрасной» о Георгии Милляре заговорили все.
Перевоплощение актера в Бабу-Ягу называли гениальным, безупречным. И так оно
и было. Ведь Милляр очень творчески подошел к своей работе. Чтобы создать
образ сказочной ведьмы, он наблюдал за колоритными старушками, копировал их
походку, особенности речи. Например, вспомнил, как в Ялте видел старую
гречанку, сгорбленную, нос крючком, с недобрым взглядом….. На пользу образу
Бабе-Яге пошла и личная самоотверженность Милляра. Он сам предложил гримерам
обезобразить себя: выбрить волосы и брови.
Следующий триумф Георгия Милляра связан тоже с фильмом Роу. В киносказке
1944 года «Кощей Бессмертный» Милляр сыграл главную роль. И она далась ему
совсем нелегко. Георгий Францович никак не мог «попасть» в образ главного
злодея русских сказок. Для этого актер тщательно изучал фольклор, читал
книги о нечистой силе и даже ходил по церквям, изучая иконы с изображением
Страшного суда. В конце концов, внешний облик Кощея он решил позаимствовать
у третьего всадника с полотна Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса».
Специально для роли выбрил голову и брови. А, вообще, Милляр снимался в этом
фильме практически без грима: из-за недоедания он страшно исхудал, весил 48
кг. В результате Кощей в исполнении Георгия Францовича получился невероятном
жутким. Даже лошади боялись вошедшего в образ актера: им приходилось
завязывать глаза, иначе они отказывались подпустить «Кощея» к себе. Премьера
фильма «Кощей Бессмертный» состоялась в знаменательный день – 9 мая 1945
года. И, конечно, зрители восприняли Кощея как олицетворение побеждённых сил
фашистской Германии. А вот сам Милляр трактовал символику этого образа шире,
утверждая: «Каждая эпоха выявляет своего Кощея, и в этом смысле он
бессмертен».
После «Кощея Бессмертного» Георгия Милляра стали и в шутку и всерьез
называть «официальным представителем нечистой силы в кино».
Однако артист старался не повторяться. И уже в 50-е годы, да и позднее, его
отрицательные персонажи в киносказках несколько иные. Приправленные доброй
иронией и умным юмором. Не жуткие и злые, а нелепые и смешные.
Таков его покрытый зеленкой уморительный Квак в киносказке 1959 г.
«Марья-искусница».
И причудливый, но немного трогательный Чудо-Юдо из «Варвары-красы длинной
косы».
А как неотразим его озорной и лукавый Черт в прелестной киноленте 1961г.
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
А его Баба-Яга в знаменитой сказке 1964 «Морозко» и вовсе «больше похожа на
сварливую «кухонную» скандалистку, чем на традиционное олицетворение
тёмного, злого начала».
А Кощей Бессмертный в киносказке 1967г. «Огонь, вода и… медные трубы»
совсем не напоминает своего собрата двадцатилетней давности: он вовсе не
воплощение вселенского зла, скорее, жалкий неудачливый жених.
Вообще, Милляр был своеобразным талисманом А. Роу. Актер снялся в 15
фильмах знаменитого режиссера. Причем, в некоторых фильмах исполнял по
нескольку ролей сразу. И перевоплощался блестяще! Так в «Василисе
Прекрасной» актёр играл не только Бабу Ягу, но и старика-отца, а также
седого гусляра. В «Королевстве кривых зеркал» – Наиглавнейшего
Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующую королеву. В сказке
«Огонь, вода и… медные трубы» он не только Кощей, а еще и Баба-Яга.
Огромным ударом для Милляра стала смерть Александра Роу в 1973 году. Он
потерял не только коллегу, но и духовно близкого человека.
В то же время Георгий Милляр снимался не только у Александра Роу. И играл
не только персонажей нечистой силы. Немало в фильмографии артиста и других
образов. Правда, все они второстепенные, даже порой эпизодичные. Но
запоминаются не хуже главных. Таковы, к примеру, гостеприимный доминошник в
комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», французский
солдат Морель в киноэпопее «Война и мир», шут Иван Балакирев в историческом
фильме «Баллада о Беринге и его друзьях». И в каждом кинообразе Милляр
выкладывался по полной.
Отличительной особенностью актера было то, что он предпочитал в создании
кинообразов словам мимику и пластику, используя при этом наработки немого
кино, которое считал намного выразительнее звукового. Милляр сам придумывал
персонажам походку, жесты, самостоятельно выполнял все трюки в
фильмах.
Немногие знали, что сказочные и комедийные герои – далеко не предел
устремлений Георгия Милляра. Актер признавался, что хотел бы попробовать
себя в серьезных киноролях:
«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть
однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый,
самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чём я, грешный,
мечтаю».
Увы, эту мечту Милляру исполнить не удалось. Режиссеры видели в нем лишь
хара́ктерного актёра, мастера гротеска и буффонады.
Личная жизнь
Георгий Милляр был всесторонне образованным, умным, общительным человеком с
отличным чувством юмора. Он любил анекдоты и за своё пристрастие к ним
называл себя «Стариком Похабычем». Среди артистов был известен и так
называемый «алфавит Милляра» — сборник высказываний актёра. Георгий Милляр,
как рассказывают, любил и выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и
регулярно проносил горячительные напитки на съёмки.
Георгий Милляр не был ловеласом и не пользовался особым успехом у женщин.
Однако был женат.
Его первый брак просуществовал недолго. В возрасте 22 лет Милляр женился на
своей коллеге, актрисе Театра Революции. Но вскоре актер выяснил у врачей,
что не сможет иметь детей, а его жена, не зная об этом, объявила, что ждет
ребенка….
В 1969 году умерла мать Милляра, которую он любил всей душой. По совету
Александра Роу актёр сделал предложение соседке по коммунальной квартире.
59-летняя Марья Васильевна потеряла мужа на войне, вырастила троих детей и
очень сомневалась, что способна вновь завязать отношения. На предложение
Милляра она простосердечно призналась: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то
уже не нужны!». А артист ей ответил: «А я не мужчина, я — Баба-Яга». Марья
Васильевна рассмеялась и дала согласие на брак.
Это была счастливая семейная жизнь, построенная на взаимном уважении,
согласии и понимании.
Милляр прожил со своей супругой 20 лет. Любил её детей как своих, Мария
Васильевна, в свою очередь, помогла актёру наладить быт, сопровождала его в
поездках, поддерживала во всем. Им было тепло и уютно вместе.
Но одно удручало Георгия Францевича: его начали забывать. Да и когда
вспоминали, нередко проявляли оскорбительное пренебрежение. Например, был
такой эпизод в конце 80-х. Милляр очень любил детей. И однажды его
пригласили принять участие в детском концерте. Актёр так вдохновился, что
решил каждому маленькому зрителю подарить небольшой сувенир. Он нарисовал
множество рисунков с Бабой Ягой, поставил свой автограф. Но в день
мероприятия за ним так никто и не приехал, а рисунки он потом раздарил
соседским ребятишкам….
Скончался Георгий Францевич Милляр 4 июня 1993 года в Москве. Ему было 90.
Похоронен он на Троекуровском кладбище.