После выхода на телеэкраны первых фильмов о Холмсе и Ватсоне зрители
завалили Ленфильм письмами. Дескать, раз уж вы взялись за Конан Дойля, то
снимите и «Собаку Баскервилей». Как-никак, самое читаемое произведение о
знаменитом сыщике. И режиссер Игорь Масленников действительно взялся за
телевизионную постановку повести. Впоследствии фильм стал лучшим в цикле
экранизаций произведений о Шерлоке Холмсе.
Впрочем, подготовка и сами съемки дались Масленникову непросто. Весь
процесс то и дело сопровождался сложностями. На роль Генри Баскервиля
режиссер вначале пригласил Николая Губенко. Тот прошел кинопробы и уже был
утвержден на роль, но потом вдруг отказался. В итоге срочно понадобилась
замена.
Тогда оператор Юрий Векслер порекомендовал на эту роль Никиту Михалкова.
Тот как раз закончил снимать «Родню». Михалков принял это предложение с
энтузиазмом. Приехал в Ленинград за две недели до начала работы, да еще и не
один. С собой он прихватил своего приятеля – актера и режиссера Александра
Адабашьяна.
Масленников вначале недоумевал: зачем Михалков взял с собой компаньона. Но
когда эта парочка стала шушукаться за его спиной и давать советы, как
снимать будущий фильм, он понял: ему не доверяют как режиссеру. Пришлось
обоих поставить на место и показать, кто на площадке хозяин. А поскольку
роль Бэрримора на тот момент все еще была свободна, то Масленников решил
отдать ее Адабашьяну. И это был абсолютно верный выбор.
И Михалков, и Адабашьян привнесли в фильм то, что изначально отсутствовало
в сценарии. С легкой руки Никиты Сергеевича сэр Генри стал комичным и
немного развязным персонажем в волчьей шубе, обожающим мясо и вино. Дополнил
своего героя и Адабашьян. Во взаимоотношениях Ватсона и Бэрримора появился
скрытый конфликт. Доктор все время подозревал дворецкого, а тот ему за это
не докладывал овсянку в тарелку. В сценарии этого конфликта прописано не
было. За Бэрримора Александр Артемович благодарен Масленникову до сих пор.
Роль дворецкого стала знаковой в его карьере. А фраза «овсянка, сэр» быстро
ушла в народ.
Об овсянке стоит сказать отдельно. Кашу специально для съемок готовила
ассистентка по реквизиту. Овсянка получалась настолько вкусной, что актеры
ее с удовольствием уплетали и по окончании съемочного дня. Поэтому женщина
варила сразу две кастрюли – одну для фильма, другую для артистов. Причем, у
кастрюли с кашей дежурил охранник – чтобы овсянку кто-нибудь из группы не
съел раньше времени.
Роль супруги дворецкого, говорливой Эльзы Бэрримор отошла Светлане
Крючковой. Роль была не самой простой. По сценарию, героиня постоянно
плакала, переживала за своего брата-беглеца – каторжника Сэлдона. Актриса же
на тот момент была в положении. Опасаясь, что все эти треволнения скажутся
на ее здоровье, Крючкова придумала оригинальный ход. Многие свои реплики она
произносила с улыбкой. Получилось идеальное решение образа.
В роли Стэплтона Масленников с самого начала видел Олега Янковского. Но не
потому, что тот обладал каким-либо отрицательным обаянием. Просто они были
хорошо знакомы, и до «Собаки Баскервилей» уже работали вместе. Олег Иванович
не разочаровал и на этот раз. Главный злодей из него вышел просто
отличный.
Едва начались съемки, случилось непредвиденное. Слег в больницу с инфарктом
оператор Юрий Векслер. Пришлось искать замену и ему. Масленников привлек
сразу двух специалистов. В павильоне студии работал Дмитрий Долонин, натуру
снимал Владимир Ильин.
Саму натуру Масленников нашел в Эстонии. Баскервиль-холлом в фильме стали
сразу два здания в Таллине: замок Глена и замок графа Орлова-Давыдова (замок
Маарьямяэ). Первый появляется в кадре во время рассказа доктора Мортимера.
Именно по его фасаду спускалась пленница Хьюго Баскервиля. Второй замок
изображал Баскервиль-холл уже конца XIX столетия. Сейчас здесь находится
Музей истории Эстонии. Пейзажи графства Девоншир, торфяные топи Дартмура,
Гримпенскую трясину снимали в эстонском поселке Ристи. А дом Стэплтонов – в
деревне Кадарпику. Сегодня в том доме размещен музей эстонского художника
Антса Лайкмаа.
Больше всего киношники намучились с «главной героиней» фильма – той самой
собакой Баскервилей. Типаж искали долго. Животное должно было вызывать у
зрителей первобытный ужас, и ошибиться здесь было нельзя. Участники
съемочной группы понятия не имели, как именно должен выглядеть монстр из
повести Конан Дойля. Поэтому снимали собак разных пород. В роли пса даже
хотели снять загримированного теленка. Но благоразумно от этой затеи
отказались.
Наконец, нашли огромного дога. Облепили его светоотражающей лентой, какую
клеят на дорожные знаки. Результат получился забавным и рассмешил всю
съемочную группу. Тогда пса хотели на самом деле обмазать фосфором – как и
было описано у Конан Дойля. Но тут воспротивились кинологи – мол, животное
потеряет обоняние.
В итоге придумали для собаки специальную маску. На черный бархат наклеили
лайт-скотч. А вместо фосфора наколотили смесь из стирального порошка и
светоотражающего покрытия. Эту смесь и нанесли на маску, с которой дог бегал
в кадре. Однако придумать грим – это оказалось лишь половина дела.
Самым сложным было снять собаку как надо. Она должна не просто бежать на
камеру, но и изображать агрессию, споткнуться от «попадания» пули. И вот с
этим возникли проблемы. Оператор поставил камеру, выставил освещение. Но дог
никак не хотел бежать на свет. Не желал падать в нужный момент от выстрела.
И оказался весьма миролюбивым псом, быстро влюбив в себя всю группу.
Животное и уговаривали, и кормили разными вкусностями. Пес оказался большим
сладкоежкой и без зазрения совести слопал, например весь торт на день
рождения Виталия Соломина. На сцену с нападением собаки ушло семь дублей.
Эпизод сняли только тогда, когда пес утомился настолько, что стал
спотыкаться и сам, без всяких увещеваний. При этом Михалков отказался
сниматься вместе с собакой. В итоге снимали их по отдельности, а отснятые
кадры потом совместили.
Позже намучились и при озвучивании пса. Помните страшные гортанные звуки,
которые издавала собака Баскервилей? Это рычание льва, собачий лай, рев
медведя, обработанные определенным образом. Работу эту делали в Москве, ибо
в Ленинграде нужной аппаратуры на тот момент просто не было.
Старания съемочной команды не пропали даром. «Собака Баскервилей» стала
самой популярной и, пожалуй, самой лучшей экранизацией приключений Шерлока
Холмса и его коллеги доктора Ватсона. На мой взгляд, режиссеру Игорю
Масленникому удалось самое главное – передать атмосферу оригинальной повести
Конан Дойля.